Из-за войны новый учебный год мы встретили в Польше – еще прошлой осенью я не могла об этом и помыслить! Польская школа, в которую мы никак не планировали идти, оказалась не так плоха, как я думала, а вот украинская, на которую рассчитывали, повела себя совсем не так, как ожидали.
Второй раз в четвертый класс
«Подстраховаться никогда не лишне», - думала я, оказавшись весной в маленьком польском городке. И на следующий же день, после того как сын «закрыл» на расстоянии 4-й класс родной киевской школы, записала его в местную.
Конечно, ни о какой серьезной учебе речи не шло. Смежный украинский класс из разновозрастных детей много гулял, нарушал дисциплину, подолгу сидел в аудиториях в ожидании учителей, которые не спешили приходить. Иногда случались уроки польского и английского языков.
Однако в августе пришла пора определиться, где учиться: здесь или дистанционно у нас. На всякий случай согласилась оставить сына в польской, в конце концов в любой момент можно бросить. Но с прицелом на дистанционку в киевской. И вот тут началась неразбериха: планы в родной школе менялись чуть ли не каждый день, вплоть до 31 августа. Сегодня - дистанционка, завтра – экстернат для отсутствующих, а остальные очно, послезавтра – дистанционка чередуется с офлайн-обучением.
Наконец в школьном украинском чате объявили: 1 сентября все приходят в школу. А со 2 сентября отсутствующие в Киеве дети учатся дистанционно.
Казалось все – вопрос закрыт, но ведь подстраховаться не мешает? И 1 сентября на 9.30 сын пошел в местную школу на линейку. На его недоуменный вопрос, зачем ему идти в польский класс, если он ничего не понимает, - я объяснила: «нужно сходить на разведку». Определили сына, кстати, опять в 4-й класс: младшая школа в Польше – это 1-3-й классы, а 4-й условно соответствует нашему 5-му.
1 сентября в Польше: без букетов и уроков
«Первый звонок» в Польше похож на наш: только нет никаких букетов учителям и все мероприятие занимает совсем мало времени. А так бодрая музыка, торжественная линейка, старшеклассники выносят государственный флаг, новоиспеченная первоклассница звонит в колокольчик. Напутственное слово директора, и что приятно, она вспомнила про новеньких украинцев и попросила «сердечно» принять их в своих классах.
Аудитории ничем не отличаются от школы моего детства – простой антураж, побеленные стены, скромная обстановка. Единственное, что бросилось в глаза - деревянное распятие над классной доской и обучающие плакаты на польском.
Дети уселись за парты – родители столпились в конце класса. Классная руководительница поздравила всех с началом учебного года, проверила по журналу наличие учащихся, объяснила, что расписание временное, - и отправила всех по домам. «И все? - удивилась я. – Ни занятий, ни учебников».
Зато ребенок довольный поспешил домой. На мой вопрос, насколько от 0 до 10 он понял, что говорил учитель, честно признался: «На ноль». Я, конечно, огорчилась, но успокаивала себя, что «ни в какую польскую школу мы ходить не станем: у нас начнутся полноценные дистанционные уроки по украинской программе».
2 сентября сын посвятил обеим школам сразу - первые два урока провел на нашей дистанционке, пока в польской шли уроки религии и физкультуры, а потом поспешил туда. Вернулся опять довольный: «Ничего не задавали, никто не обижал, математика, как в первом классе, школьная форма не нужна. На мой вопрос: «Насколько от 0 до 10 ты понимал учителей?» - ответил: «На два». Плохо.
Но настоящее огорчение наступило вечером, когда узнала, что наша долгожданная дистанционка в украинской школе пока раз в неделю! Дети учатся в классе, а онлайн-занятия только по пятницам.
«Ну что ж, раз такие дела, польскую школу пока не бросаем», - подумала я. План простой: до обеда – занятия в польской школе, авось что поймет, после – делаем уроки для украинской. Так и от родной программы не отстанем, и тут отметимся.
Нет домашки, одевайся как хочешь и много физкультуры
Потянулись школьные дни. После недели обучения детям выдали учебники и две рабочие тетради, абсолютно бесплатные.
В середине учебной недели я уже не беспокоилась о внешнем виде своего школьника: форма не требовалась. Никаких претензий или замечаний в дневнике по поводу отсутствия «делового стиля».
Еще наблюдение: физкультура в польской школе проходит аж 4 раза в неделю вместо привычных двух. Из дополнительных предметов – религия. Мы не католики, но почему бы и нет? Нравственное воспитание еще никому не мешало.
А вот организованного питания здесь не предполагается. Столовая (кстати, питание только платное) рассчитана на младшеклассников. Зато на каждом этаже можно найти автомат с напитками и снеками.
Примечательно, но в зависимости от дня недели, в польской школе уроки начинаются в разное время – то ближе к 9-ти, то около 10-ти. Каждый день, проверяя тетради, видела одну и ту же картину – подозрительно пусто. Неужели дети так мало пишут? Или это мой не успевает?
По возвращении из школы встречала ребенка с одним вопросом: «Насколько ты понимал учителей сегодня?» «Сегодня на 5!». Хоть что-то.
К моему удивлению, в польской школе действительно ничего не задавали. «А может, ребенок просто не понимает, что говорит учитель?» - думала я, пытаясь отогнать от себя неприятные мысли. Решила не слишком беспокоиться по этому поводу, а подналечь на украинскую программу. Однако не тут-то было: вместо обещанного «индивидуального плана» для отсутствующих мы пока не получили ничего.
Группа брошенных родителей в вайбере
Каждый вечер мне и моим друзьям по несчастью – украинским мамам за рубежом – приходилось с боем выбивать домашнее задание в родительском чате. Классная руководительница отмалчивалась, иногда какой-нибудь неравнодушный родитель сообщал ДЗ, которое выкладывали в «Тимс» (специальный коллективный чат). Но там были явно не все предметы: можно найти домашку по математике и украинскому, а по остальным многочисленным урокам информация упорно не появлялась. Да и доступ в «Тимс» по неизвестной причине оказался не у всех.
По вечерам в школьном чате царила тишина. Время от времени классная руководительница интересовалась, что дети будут кушать и кто выбирает шведский стол. А как же мы? Совершенно непонятно, что сейчас проходят дети по истории, немецкому и природе, которые появились в этом году, есть ли у нас информатика. Неужели сложно продублировать домашнюю работу в чат вайбера родителям?
На мою очередную просьбу проявить немного внимания к отсутствующим родители ответили дружным молчанием, классная руководительница поставила под сообщением лайк и пожелала всем спокойной ночи.
Не в первый раз позвонила мама очередного дистанционника с вопросом: «Что нам делать? Получается, нас бросили»? Предложила создать группу покинутых родителей в вайбере, в котором можно и делиться домашкой, и коллективно обратиться к директору с жалобой.
Один из главных вопросов, которым задавались родители дистанционников - примут ли наших детей обратно в школу? Иначе зачем классная руководительница попросила у отсутствующих документ о том, что наши дети учатся за границей? Пока вопрос остался открытым.
К концу первой недели учебы пришло понимание: в нынешних обстоятельствах польская школа – наш друг. А я чуть было не отказалась от нее.
Да, после первых 10 дней учебы ребенок, как и прежде, не понимает польского, не умеет на нем говорить и писать (когда бы успел научиться?), но, во всяком случае, учитель польского его посадил на первую парту и попросил детей почаще общаться с новеньким, чтобы тот поскорее освоил язык. И, к моему удивлению, дети откликнулись. Приятно осознавать, что тебя не пытаются выдавить из нового коллектива.
Как будет складываться наше обучение в дальнейшем - пока неизвестно. Возможно, в связи с грядущим сезоном ОРВИ или, не дай бог, обострением ситуации на фронте, все снова перейдут на дистанционку. Как мы поступим тогда – неизвестно. Надеюсь, либо мой ребенок начнет понимать польский, либо наша школа станет проявлять к таким, как мы, больше внимания. Одно очевидно - на школу надейся, а сам не плошай.