Война, коснувшаяся каждого из нас, не обошла стороной и зоопарки страны.
Один из них - Васильевский центр реабилитации хищников - расположен практически на линии огня. Поэтому юбилей не получилось организовать. Но, как пишут в соцсетях многочисленные поклонники зоопарка, 21 год – тоже красивая дата, через год соберемся!
А пока Васильевка – районный центр в 50 километрах от Запорожья - находится на оккупированной территории, и более сотни самых разных животных, которым центр дал второй шанс на жизнь, живут под ежедневными взрывами и «прилетами».
Об их жизни в условиях войны «КП в Украине» поговорила с директором и основателем Центра реабилитации Александром Пылышенко.
Убитая корова за две тысячи долларов – еда на один день
24 февраля было понятно, что запасов еды в зоопарке оставалось на 5-7 дней, и в первых числах марта кормить животных уже было нечем. Бои в Васильевке шли с конца февраля, и, как писали запорожские СМИ, городок был на грани гуманитарной катастрофы – не хватало ни продуктов, ни лекарств, люди жили в подвалах, не имея возможности не то что куда-то выехать, а просто выйти.
- Восемь суток ничего не ели ни люди, ни звери, - вспоминает Александр Пылышенко. – Потом ежедневные обстрелы поутихли, и появилась возможность выехать, чтобы что-то купить. Правда, за совершенно безумные деньги. Например, нам предложили убитую корову за две тысячи долларов. Для нашего реабилитационного центра это одни сутки питания – 270 килограммов мяса. Со временем все как-то стабилизировалось, цены уменьшились в два-три раза. Но на сегодняшний день, если сравнивать с довоенным временем, мы все равно платим втрое больше.
Поэтому на фоне полного отсутствия посетителей вопрос «как выживает зоопарк?» повисает в воздухе. Там, где ворота не успевали закрываться, а к вольерам выстраивались очереди, сегодня пусто и безлюдно.
Нынешние гости центра – это люди с автоматами и несколько человек в неделю из числа местных жителей или из эвакуационных колонн. Через пропускной пункт в Васильевке едут машины и автобусы с жителями Запорожской, Херсонской, Донецкой областей, которые направляются на неоккупированную территорию. Процесс это не быстрый, так что можно успеть и в зоопарк сходить.
- Денег с людей, попавших в такую сложную ситуацию, мы, естественно, не берем – совесть не позволяет, - говорит Александр Александрович. – Поэтому за последние шесть месяцев доходов от посетителей у нас нет.
Выжили благодаря «безымянным помощникам»
Животных же нужно кормить каждый день, есть из-за войны они не перестали, и если летом расход еды чуть меньше, то в холодную пору в день нужно 250-270 кг мяса. Выручают все те же небезразличные люди, которые знают о центре или бывали в нем, присылая деньги на карту. Приходила помощь от Европейской ассоциации зоопарков, от Украинской ассоциации и благотворительной организации UAnimals.
- Но превалирующую часть денег мы получали как раз от частных лиц, от наших безымянных помощников, которые присылали свои 100-200-300 гривен. И которым мы безмерно благодарны, потому что благодаря им мы живем.
За время войны Центр реабилитации хищников не потерял ни одного из своих питомцев, а это несколько десятков львов, тигров, медведей, леопардов, пум, рысей – всего около семи десятков крупных хищников и мясоедов.
Плюс несколько десятков собак – своих и принятых у людей, выехавших с оккупированной территории. И они тоже мясоеды и нуждаются в полноценном питании: алабаи, немецкие овчарки, хаски, охотничьи собаки, стаффордширы, мастифы. По словам директора, центр приютил около двадцати собак, хозяева которых хотели, чтобы животные содержались в нормальных условиях до тех пор, пока они не вернутся обратно.
Нервная система у животных покрепче, чем у нас
Были за минувшие полгода и пополнения - в зоопарке родились львята и сервалы.
- С малышами все тоже непросто, - вздыхает Александр Александрович. – Львятам сейчас чуть больше месяца, но из-за стрессовой ситуации, ежедневных взрывов и канонады у львицы пропало молоко. Никогда раньше у нас такого не было, но что делать – кормим двух львят искусственно. Каждые несколько часов забираем их от мамы, они отчаянно протестуют против резиновой соски, потому что любят свою маму, но молока у нее нет.
Из двоих родившихся малышей-сервалов один, к сожалению, погиб – их мама тоже не смогла кормить. Второму котенку – девочке Зойке - уже два с половиной месяца, она выкормлена искусственным молоком, найти которое было большой проблемой. Сейчас Зойка вполне самостоятельна и отлично питается мясом.
Отдельным «сектором умиления» в зоопарке всегда были еноты, попавшие сюда три года назад из цирков, когда заработал запрет на выступления экзотических животных. Для всех поклонников уморительной пятерки сообщаем: они в полном порядке, только скучают по публике, потому что настоящие артисты. И относительно еды с ними проще всего, поскольку еноты – существа универсальные, едят и натуральную пищу, и сухие корма.
Что касается стрессов, у животных все-таки с этим попроще, чем у людей, считает Александр Пылышенко. Хотя первые дни войны были проблемными для всех.
- Сейчас к канонаде, которую мы слышим с начала марта почти ежедневно, животные уже привыкли. Конечно, если взрыв «ложится» в 200-300 метрах от нас, они прячутся в свои зимовники и пещеры. А если за километр-два, то просто не обращают внимания. Жизнь со взрывами и прилетами ракет для них стала совершенно нормальной, и это даже немного удивляет. Но нервная система у них точно «пожелезнее», чем у нас.
«Будет холоднее и голоднее»
Заканчиваем разговор размышлениями о предстоящей зиме, которую с большим опасением ждут люди. Но одно дело - отвечать за себя и свою семью, и совсем другое, когда от тебя зависит почти сотня живых душ – выкормленных, спасенных и доверившихся.
На вопрос - что же будет? - Александр Александрович отвечает коротко:
«Будет холоднее и голоднее, чем летом, но давайте надеяться, что все будет хорошо».
Пока же газ отключен, а электричество и вода бывают раз в 2-3 дня. При этом, помимо хищников, в центре живут несколько десятков крайне теплолюбивых животных, среди которых обезьяны, попугаи, крупные и мелкие птицы. Им нужны специальные условия, которые готовятся уже сейчас.
- Заготавливаем траву, сухие листья – все, что может помочь пережить эту зиму. Сейчас даже сухая солома, которую мы подстилаем животным, может быть использована в качестве энергоносителя. Готовимся, чтобы зима не пришла, как обычно, неожиданно, - улыбается директор.
Есть еще шанс получить помощь от районной военной администрации. Согласно Международной Женевской конвенции, сторона, оккупировавшая территорию, берет на себя ответственность по социальному содержанию объектов. Была озвучена сумма в миллион рублей на содержание животных, но пока в зоопарке о ней только слышали.
Как помочь?
- Карта 5168 7574 0836 1907 – Пылышенко Елена
- Помощь по PayPal: pylyshenkodenis@gmai.com
Васильевский реабилитационный центр для хищников, занимающийся спасением животных, пострадавших от жестокого обращения или тяжелых условий, был основан 13 сентября 2002 года. Родоначальницей зоопарка стала львица Катя, привезенная Александром Пылышенко маленьким котенком из Ялтинского зоопарка.
Известными на весь мир Катя и ее хозяин стали в 2011 году после 36 дней, проведенных вместе в одной клетке для привлечения внимания к проблеме содержания диких животных в частных зоопарках.
За это время Александр Александрович принял у львицы роды и установил три рекорда: самое длительное проживание человека и льва, принятие родов у хищника и работа художника в условиях, в которых не оказывался ни один живописец. Свободное время в клетке Пылышенко посвящал рисованию портретов своих подопечных.
За 20 лет работы центра в нем было спасено более двухсот животных – из цирков, загородных баз отдыха, ресторанов, частных питомников, охотничьих хозяйств. Кто-то после восстановления переехал в природные реабилитационные центры, как это случилось с медведями, спасенными из Покровска. Несколько львов были отправлены в Южную Африку. А кто-то нашел свой дом в Васильевском центре реабилитации хищников.