С фронтов уже вторую неделю подряд поступают хорошие новости. На юге ВСУ смогли продвинуться на 12 километров, освободив более 500 квадратных километров оккупированных территорий. В целом, по словам заместителя министра обороны Анны Маляр, по состоянию на 12 сентября украинским защитникам удалось уволить около 6 тысяч квадратных километров территории Украины. На подходе ВСУ к Кременной (Луганская область) – партизаны там уже подняли украинский флаг.
Украинские военные настолько удачно наступают, что даже российская пропаганда изменила свои нарративы.
Но изменится ли политика президента России Владимира Путина по поводу так называемой «специальной военной операции»? На какие потенциальные шаги могут решиться российские власти, чтобы переиграть ситуацию на поле боя, и насколько они реальны.
Энергетический террор – вызов для украинского ПВО
Реакция Кремля на сокрушительные поражения россиян на Харьковском направлении оказалась очень циничной. Вечером 11 сентября враг осуществил массовый обстрел объектов энергетической инфраструктуры в юго-восточных регионах страны. В результате сотни тысяч украинцев оставались без света в Полтавской, Днепропетровской, Харьковской, Сумской, Донецкой областях. 12 сентября обстрелы продолжились... И не исключено, что чем быстрее ВСУ будут гнать с нашей территории российских солдат, тем вероятнее повторение ракетных ударов по объектам критической инфраструктуры. Может ли ракетный террор стать следующей стратегией Москвы?
- Намерение очевидно - вызвать перебои с электричеством, что отразится на работе железных дорог, соответственно, на доставке на фронт техники и боекомплектов и поразить системы жизнеобеспечения населенных пунктов в нескольких областях, - анализирует военный историк Роман Пономаренко, но при этом отмечает: – Но обратите внимание, что эти удары были достаточно хаотичны и более смахивали на вынужденную импровизацию, чем заранее подготовленный план.
Намерение очевидно - вызвать перебои с электричеством, что отразится на работе железных дорог, соответственно, на доставке на фронт техники и боекомплектов
Эксперт задается вопросом: хватит ли у противника ракет для системного наступления на критические объекты инфраструктуры, то есть такие, что ремонтники фактически не успевали бы восстанавливать повреждения, и этим вызвать энергетический коллапс?
– Украинская ПВО получила очередной вызов, – говорит Пономаренко.
Отметим, что 11 сентября Украина сбила 9 из 11 российских ракет. И союзники намерены усиливать украинское ПВО. К примеру, посол Германии в Украине Анка Фельдгузен сообщила, что ее страна до конца года предоставит Украине две системы ПВО IRIS-T, а еще две – в начале 2023 года. И не забывайте, что с 1 октября должен заработать ленд-лиз США.
Все силы на захват Донбасса
1 сентября заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВСУ Алексей Громов, ссылаясь на разведданные, сообщил о новых планах Кремля в войне против Украины.
– Российские оккупационные войска в очередной раз корректируют свои планы и действия в соответствии с приказом Путина по выходу на административные границы Донецкой области до 15 сентября, – сказал Громов.
На календаре уже 13 сентября, а поставленная задача кажется невыполнимой. Возможно, тогда Путин снова изменит планы – даст команду опрокидывать войска на юг, чтобы хотя бы удержать Херсон (единственный областной центр, который РФ удалось захватить во время полномасштабного наступления)? Эксперты сомневаются в таком сценарии.
– Никто с восточного фронта не отводит войск, наоборот. В Донецком направлении появилось несколько новых направлений атак россиян. Если раньше их было 3, то сейчас до 10. То есть они вбрасывают дезу, что «мы отвели свои войска с востока, сосредотачиваемся на юге». Нет, это не соответствует действительности. В приоритете российской группировки остается именно Донецкое направление. Поэтому продолжаются усиленные бои по всем направлениям: Марьинка, Авдеевка, Бахмут, Краматорск, Северск, Соледарь, - отмечает военный эксперт Дмитрий Снегирев.
Он объясняет, что для российских властей смена оперативного плана означала бы политическое поражение.
Если говорить об усилении позиций на юге, то возникает вопрос о невыполнении оперативного плана российского командования на востоке. А это даже не военное – это политическое поражение
– Если они будут говорить об усилении позиций на юге, то возникает вопрос о невыполнении оперативного плана российского командования на востоке. А это, в первую очередь, даже не военное – это политическое поражение. Они не смогут продать этот момент внутреннему потребителю. Иначе придется выйти в общем и сказать: на востоке мы не смогли пройти, потому что есть сопротивление ВСУ, началось контрнаступление, поэтому мы будем наступать на юге.
А это, по сути, признание несостоятельности их вооруженных сил во исполнение поставленных задач, - анализирует Снегирев.
По словам эксперта, если Россия открыла новые направления в Донецком регионе, она планирует все-таки наступать.
- Чтобы проводить наступательные действия по стольким направлениям, нужно иметь военный контингент, который будет преобладать 1:3 силы, находящиеся в активной обороне. Если такого резерва нет, то ни о каком наступлении речь не идет. В то же время мы видим активизацию военных действий, - добавляет Дмитрий Снегирев.
Хотя звучит и другое мнение. Она сводится к тому, что российская армия не сможет активно наступать на Донецком направлении, поскольку деморализованные солдаты и оперативную инициативу перехватили украинские защитники.
Россияне, готовьтесь к мобилизации
Теоретически, чтобы выровнять ситуацию на фронтах, российский президент может пойти на всеобщую мобилизацию. Но тогда для этого придется объявлять состояние войны и официально переименовывать "специальную военную операцию" в "войну против Украины". Эксперты убеждают, что Путин на такой шаг не решится. В таком случае придется признавать несостоятельность действующей российской армии провести всего-навсего «спецоперацию».
– Если проводить мобилизацию – это будет крахом режима Путина. Начнутся репрессии, начнут загонять в военкоматы. Репрессии же могут вылиться в протесты в регионах. И система может посыпаться, – указал в эфире радио НВ на политические последствия такого шага военный эксперт Михаил Самусь.
По его словам, есть еще военные факторы, указывающие на то, что общей мобилизации в России не стоит ожидать. Пока чрезвычайно слаб моральный дух у солдат.
Если проводить мобилизацию - это будет крахом режима Путина. Начнутся репрессии, начнут загонять в военкоматы. А репрессии могут вылиться в протесты в регионах
– Если такая мобилизация проводилась в ноябре прошлого года, то под лозунгами «всехпобедимости», «второй армии мира» – это одно дело. А после нескольких позорных поражений русской армии моральное положение у военных совсем другое. Поверьте, в армии эта информация очень быстро распространяется, – отмечает Михаил Самусь. – Когда новый человек появляется в армии, важен морально-психологический момент. А в каком настроении находятся войска, инструкторы, прошедшие мясорубку войны?
К тому же эксперт обращает внимание, что время играет против Путина и русской армии. Быстро мобилизацию провести невозможно.
– Это ведь не просто одеть и угнать на фронт солдат. Нужно научить, провести боевое слаживание. Необходимо, чтобы бойцы понимали, что они делают на поле боя, как коммуникируют между собой рот с ротами, батальоны с батальонами. Это системная работа, которая требует времени. А у них этого времени нет, – утверждает военный эксперт.
Есть еще момент с офицерским составом. Если под общую мобилизацию приводит миллион человек, то 30% из них должны быть офицеры.
– В России сегодня нет такого количества офицеров. Многое уже погибло. Конечно, можно ускорять выпуск новых. Но повесить погоны и иметь реальный боевой опыт – разные вещи. Да, у них будет военное образование, но знания у них будут на уровне мобилизованных, - говорит Самусь.
В войну вступят страны ОДКБ?
Если не производить мобилизацию в России, то нужно искать помощь у потенциальных союзников. Кто это может быть? А если Путин обратится в ОДКБ?
Бывший личный консультант уже покойного Бориса Березовского Михаил Шейтельман убежден, что России не стоит ждать военной помощи ни от одной страны ОДКБ, кроме Беларуси. И то…
На страны ОДКБ Путин не может рассчитывать, поскольку большинство из этих стран не имеют серьезной военной силы
- На страны ОДКБ Путин не может рассчитывать, поскольку большинство из этих стран не имеют серьезной военной силы. Бюджет армии Таджикистана такой же, как стоимость одного заряда "Хаймерса". Такова же история с Кыргызстаном.
Армянская армия уничтожена во время 44-дневной войны с азербайджанскими вооруженными силами. Если армяне и захотят послать, то некого и чего. Казахстан скорее пошлет Путина, чем ему войска. Остается Беларусь. Но, как мы видим, она воздерживается от открытого втягивания в войну. Да, была большая угроза, что Беларусь вступит в войну. Но она не поступила. Потому, скорее всего, уже и не вступит, - сказал в интервью «КП в Украине» Михаил Шейтельман (интервью выйдет в ближайшее время).
В тему
Отдать Крым и объявить себя победителем
Пользователи соцсетей шутят, что так называемая "специальная военная операция" Путина может закончиться "большой победой". Вскоре российский президент выведет войска с территории Украины (в том числе и из Крыма), а российские пропагандистские издания объявят что-то вроде: «Специальная военная операция в Украине завершилась победой России! Нам удалось удержать киевский режим в международно-признанных границах».