Интернет-проект «Мемориал»: Нельзя тратить жизнь на постоянную скорбь. Но и забыть - преступно

Команда активистов скрупулезно собирает информацию о каждом погибшем на этой войне. «Мемориал» – детище агентства медийного развития "Або".

victims.memorial

«24 февраля 2022 года российские войска начали бомбардировки и ракетные обстрелы свободных украинских городов, чтобы стереть страну с карты мира. Тысячи раненых, сотни жертв среди гражданских, о которых нельзя забывать», - написано на главной странице сайта «Мемориал». Это интернет-платформа, на которой собраны истории тех, чья жизнь оборвалась из-за развязанной Россией войны.

Насколько эмоционально трудно работать с таким материалом, зачем вообще нужен такой сайт и кто его финансирует, «КП в Украине» рассказали координатор проекта Анастасия Абрамец и редактор военного раздела «Мемориала» Наталья Соловьева.

Истории, которые сложно забыть

– Настя, откуда вы получаете информацию о погибших и как ее проверяете?

– Прислать информацию может любой человек, заполнив специальную форму, которая есть на сайте. Там два раздела: о военных и о гражданских.  Все анкеты мы проверяем: обращаемся в воинские части, узнаем, есть ли у них такие погибшие. Работаем с открытыми данными, ищем дополнительные детали, обращаемся к коллегам погибших, родственникам.

Дополнительно сотрудничаем с ОГА, районными советами. Одни идут на контакт, другие - в меньшей степени, особенно это касается чиновников с временно оккупированных территорий, которым пришлось уехать и работать в других областях Украины.

Также нам много пишут в социальных сетях. Мы замечаем: интерес к проекту растет, хотя это очень тяжелая тема. Люди понимают ее значение и не пытаются уйти от печальных новостей.

Если случаются масштабные трагедии, такие, как в Кременчуге или Виннице, в течение одного-трех дней стараемся собрать информацию о всех погибших, после чего ее размещаем.

Пока что «Мемориал» - новая платформа, и мы не можем сразу ее сделать масштабной. А нам очень важно донести истории погибших до общества и держать тему в топе как в Украине, так и для зарубежной аудитории.

- Лично вам какая история запомнилась особенно?

- Впечатлил рассказ о Сергее Перебейносе из Бучи. Убили всю его семью – жену, двух детей, собаку. В июне он смог вернуться домой. Рассказывал, насколько ему было тяжело. Однако он учится жить дальше. Сергей стал волонтером, помогает другим, разбирает завалы в Буче и говорит, что это держит его на плаву.

Другая история, она вышла на днях, посвящена полицейскому из Херсона. В первый день войны его отправили на Николаевщину, а его жена с детьми 1,5 и 6 лет поехала к его родителям в Херсонскую область. Затем, когда они пытались оттуда эвакуироваться, - всех расстреляли. Погибли родители полицейского, его жена и двое маленьких детей. Он не видел их тел, не был на похоронах… И сегодня продолжает нести службу в Николаеве.

Третья история посвящена многодетной верующей семье, которая переехала в Украину из Владивостока в 2014 году. Отец пошел служить в «Правый сектор», а мама успела родить еще троих деток – всего у них 12.

В 2020 году двое старших сыновей пошли в армию, а сейчас пошел служить еще один сын – хотя ему всего 18 лет. После начала полномасштабного вторжения двое старших сыновей погибли на Черниговщине - в один день. Мы общались с их мамой. Она говорила: ей важно жить правильно, чтобы встретиться со своими детьми в раю: они христиане, очень верующие. Ее муж и младший сын продолжают воевать. Семья верит - победа Украины будет победой для адекватной России, которой она должна стать.

Семья планирует усыновить троих детей: погибший сын со своей невестой хотел после победы усыновить троих малышей. Теперь мама видит в усыновлении свою миссию. Хотя это совсем небогатая семья: они живут в простой сельской хате в Ивано-Франковской области.

Память должна быть светлой

– Знаете, на мой взгляд, «Мемориал» - достаточно трагический проект. Кроме скорби, что он может дать обществу?

– Мы убеждены: национальная память – это, в определенной мере, стратегия безопасности. Когда вместо сухой статистики и безымянных памятников неизвестным солдатам мы рассказываем, кем были погибшие, о чем мечтали, – меняется отношение к происходящему. Каждый человек – утрата для нашей страны, нашего развития, наших возможностей. Очень больно говорить и о погибших детях (они не успели пожить), и о стареньких людях (у них забрали последние годы жизни, которые должны были быть счастливыми). Нам важно говорить об успешных, известных погибших и тех, чей шанс на успех навсегда забрала Россия. Важен каждый и каждая, об этом нельзя забывать.

Важно выносить эти истории на международный уровень: когда ты живешь в другой стране, то устаешь от новостей о войне и перестаешь ее воспринимать как нечто реальное. Мы стараемся достучаться до международной аудитории. Необходимо показать: люди, убитые российской армией, похожи на вас! Посмотрите на их лица, у них тоже были мечты и планы.

А насчет скорби… Вы правы, память должна быть светлой. Одна из задач платформы - освещение вопросов национальной памяти как явления. Мы планируем обговорить с историками мировые примеры почитания погибших, чтобы после победы не тратить жизнь на постоянную скорбь, но и не позволить себе забывать о людях, чьи жизни оборвала война.

- О чем еще важно помнить, когда закончится война?

- Нужно понимать: после победы наше общество останется травмированным. Мы будем жить рядом с людьми, которым нужна поддержка. Поэтому уже сейчас нужно учиться искать правильные слова и поддерживать друг друга.

- Сколько человек трудится над проектом?

- Проект принадлежит агентству медийного роста АБО. В той или иной степени все члены команды АБО вовлечены в работу над платформой памяти Мемориал. 7 человек из команды все свое время уделяют именно Меморилу, кроме того у нас есть авторы-фрилансеры, периодически с нами сотрудничают волонтеры. Также мы также активно работаем над видео, именно сейчас проходят съемки нескольких документальных фильмов.

- Вас кто-то финансирует?

- С 2014 г. в Украине уже возникали похожие проекты. И опыт показал: когда проект исключительно волонтерский, он быстро затухает – очень много работы. Чтобы иметь возможность посвящать проекту достаточно сил и времени, люди должны получать зарплату. Поэтому сейчас мы работаем за счет негосударственного гранта. Как будет дальше, мы не знаем, но приложим все усилия, чтобы проект получал финансирование, развивался и расширялся.

В то же время сотрудничаем с волонтерами, которые могут присоединиться к нашему проекту и уделять ему от одного до пяти часов в неделю. Погибших много, мы не успеваем оперативно обрабатывать информацию, которую дают родные: они надеются на мгновенный результат.

Взгляд изнутри

«Часто пишу некрологи о людях, которых знала лично»

Наталья Соловьева, редактор военного раздела «Мемориала»:

– Для меня «Мемориал» больше, чем работа. С 2015 года я занялась волонтерской деятельностью, работала в «Национальном корпусе», близко связана с полком «Азов». Когда началась полномасштабная война, я находилась за границей. И стало больно от того, что весной даже не было упоминаний о погибших: информацию не успевали обрабатывать, возможности этим заниматься ни у кого не нашлось. Вот и не смогла остаться в стороне, к тому же в Мариуполе погибали мои друзья.

Знаете, мне часто приходится писать и редактировать некрологи о людях, которых я знала лично. Это сложнее всего. Недавно готовили проект о моем друге Игоре Краснобриже, он погиб в марте на «Азовстали». Я знаю поминутно, как он погиб, при каких обстоятельствах. У него осталась жена, которая очень хотела, чтобы о муже написали. Буквально неделю назад удалось обменять и опознать его тело. Первое, что мы сделали – написали некролог, опубликовали фото с прощания с Игорем, которое проходило в Киеве. Когда увидела, сколько людей перепостили эту информацию, поняла: память о погибших, упоминания о них поддерживают родных, потерявших близкого человека. Это также важно для военных: они понимают: если погибнут - о них вспомнят, напишут, расскажут. Вижу, как это важно людям - и от этого одновременно и легче, и сложнее работать.

В августе мы готовили историю бойца «Азова» Данила Чунтомова - он погиб в 19-летнем возрасте. Я помогала патронажной службе «Азова», организовывала прощание с Данилом, общалась с его родными, чтобы подготовить материал для «Мемориала». Эмоционально мне очень сложно: 19-летнему парню не место на войне! Тем более, он не должен был там погибнуть. Когда началась полномасштабная, он находился в Венгрии. Приехал сюда, но в военкомате его не взяли: сказали, ты молодой, иди учись. Но он продолжал искать возможности отправиться воевать. В конце концов, он попал в «Азов».

Часто бывает, я просто сижу и работаю, а потом встречается какая-то цитата из очередного некролога, и я понимаю: эти люди не должны погибать. Мы не в силах их вернуть, но можем сберечь о них память, рассказать миру, кем они были, о чем мечтали, почему оказались на войне.

ВАЖНО!

Страница проекта «Мемориал»  
Телеграмм 

Соцсети с информацией о гражданских жертвах:
Инстаграм
Фейсбук

Соцсети с информацией о военных потерях:
Инстаграм

Фейсбук 

Форма с данными о погибших, по которымзатем пишут некрологи:
Для погибших военных 
Для гражданских жертв