Гуманитарная катастрофа в Донецке набирает обороты. Отсутствие воды в кранах дончан становится критическим: население, оставшееся на оккупированных территориях, видит воду в кранах один раз в трое-четверо суток, и то желтая, малопригодная даже для мытья вода идет от силы три часа. После чего краны снова засыхают на несколько дней.
Но даже такой «график» жители окраинных районов Донецка считают удачей – многие не видели воды у себя в квартирах с марта. Развоз воды машинами по районам себя мало оправдывает: воды мало, а желающих набрать ее в свои ведра и баклажки много. В очередях стоят часами, падают в обмороки и дерутся до первой крови за право первым набрать баклажку. Оккупационные «власти», как обычно, просят «отнестись с пониманием», но ничего не предпринимают для решения проблемы, которая с началом отопительного сезона только усугубится.
Борщ на столе – роскошь
А будет ли отопительный сезон на «освобожденных» еще в 2014 году территориях, не ясно. В поисках воды жители сливают запасы воды из радиаторов и систем отопления в подвалах, удивленно отмечая: в кранах воды нет, а в подвалах – пожалуйста. Было бы кому только таскать ведра на верхние этажи.
- У нас в районе шахты № 19, 22, училища и завода красок в микрорайоне Текстильщик воды нет уже полгода. А недавно во многих отключили лифты – то ли из-за неисправности, то ли из-за долгов по электричеству, то ли потому, что их некому ремонтировать – все слесари мобилизованы. В подвале вода есть, но сколько может наносить воды пожилой человек на восьмой или девятый этаж? Да что там, молодые с четвертого этажа падают без сил после третьей «ходки» в подвал - и с полными баклажками наверх. Так над нами никто не издевался! – со слезами говорит жительница дома Евгения. – У нас полный дом стариков, есть глубоко пожилые и лежачие, но никого это не волнует, кроме их родных, тоже не всегда молодых и здоровых.
Вода из системы, говорят дончане, непригодна для питья. Она имеет мутный оттенок, иногда пахнет болотом и оставляет на посуде жирный желтый осадок. Ею боятся мыться даже после кипячения, но другого выхода нет.
- Между вариантом завшиветь, заболеть какой-нибудь дизентерией и помыться хотя бы такой водой - мы выбираем последний вариант. Молчу о качестве воды, хоть какая-то есть - и то хорошо, - отмечает житель Калининского района (один из центральных районов города) Юрий. – Живем в походных условиях: стараемся не пачкать лишний раз посуду. Запасы антибактериальных салфеток, чтобы хотя бы руки вытирать, тают, уже не во всех магазинах и аптеках они есть. Говорят, с одноразовой посудой тоже дефицит. У нас в семье уже есть мечта – приготовить и съесть борщ. Мы давно его на стол не ставили, потому что после готовки остается много жирной грязной посуды, а мыть ее – это сейчас роскошь. Дождей мало, а когда они есть, мы, жители многоэтажек, не можем набрать ее в бочки – балконы не позволяют.
Вычерпывают воду из ставков
Одни дончане кооперируются и делятся друг с другом «точками», где есть родники. Так, в том же Калининском районе есть как минимум два, но они расположены очень неудобно, пожилым там трудно набирать воду, а тем более нести ее домой. Из частного сектора счастливые обладатели скважин приглашают всех, у кого есть возможность, приехать и набрать воды сколько угодно. В частности, из Ленинского района есть подобные предложения. Но и тут не без трудностей: если нет своего транспорта, добраться туда городскими автобусами – это пройти круги ада. Ехать туда долго, а после семи часов вечера выбраться оттуда проблематично – транспорт уже практически не ходит.
- Добрые люди приглашают, а мы плачем, потому что не сможем туда приехать. Это районы Боссе, Широкий, в общем, самый краешек Донецка. Нам под обстрелами не так страшно, как остаться без воды, - говорит пенсионерка из Киевского района Валентина Даниловна.
Жители этого района, опасно близкого к границе боевых действий, вспоминают: даже в 2014-2015 годы, когда военные действия шли чуть ли не километре от их домов, героические водовозки все равно приезжали в район и раздавали людям техническую воду. Сейчас же встретить водовозку – большая удача.
- Весной был график по районам, ездили эти машины с водой по 5 или 7 тонн. Мы выходили к назначенному времени, например, в сквер возле Киевского исполкома, и набирали воду. Потом машины начали буксовать, не приезжать – сказали, из-за обстрелов. Летом уже графика не было, и стало совсем тяжело. Несколько ставков в черте Донецка буквально вычерпали, плюс жаркое солнце досушило их до состояния лужи. Бегать на Кальмиус? Бегают те, кто близко живет. Кировский район вычерпывает питьевые ставки, хотя там ходить очень опасно, потому что часты «прилеты», Буденновка и Пролетарка – тоже. Кто как выкручивается, - рассказывает собеседница.
Довели народ!
Питьевая вода в Донецке продается по цене 4-5 рублей (2,4–3 грн) за литр, и с ней тоже уже не все гладко: поставки сбиваются, пустые баки в магазинах могут ждать воду 3-4 дня. Недавнее новшество местных «властей» - раздача питьевой воды населению по паспортам – вызывает удивление.
- Воду в бутылках объемом 5 или 1,5 литра привозят в школы, а выгружают ее из грузовиков - угадайте кто? Правильно, учителя и ученики этой школы. Родителей просят помочь по возможности по выгрузке воды. После этого к школе стекаются очереди из жителей этого района с паспортами, подтверждающими прописку. Чтобы вы понимали: если вы придете за водой в 4 часа утра (как только закончится комендантский час), то будете даже не в первой десятке «водной очереди». Да, там записываются, отмечаются, люди боятся, что им не хватит воды. Естественно, через несколько часов из-за накала страстей начинаются скандалы, доходящие до драк. Битва баклажками, может, это и весело, если бы не было грустно. До чего довели народ, до скотского состояния! – грустно констатирует дончанин Юрий.
Битвы за воду вспыхивают и возле родников, и в очередях за технической водой – доведенные до отчаяния люди выплескивают эмоции на первых попавшихся, загораясь как спички от одного слова. Уже не стесняясь говорят о «властях» все, что они думают, не боясь бдительных соседей и слова «на подвал». А инцидент с представителями района, грубо «пославшими» измученных людей, переполнил чашу терпения.
Напомним, несколько дней назад замглавы Кировского района Донецка (наиболее страдающего от нехватки воды) Виктор Антоник – счастливый владелец персональной скважины в своем дворе – послал жителей района, просивших пробурить скважину за их, жителей, деньги. Причем послал в известном направлении.
Еще и пригрозил, что будут буянить - не будет приезжать даже бочка с водой. Став звездой соцсетей, Антоник не извинился перед жителями, воды у людей не прибавилось, а главарь донецких оккупантов Денис Пушилин сообщил, что скоро обнародует «план действий по решению проблемы с водой».
Понятно, что эти слова ничего не означают. Оккупанты полгода делали вид, что прокладывают в Донецк трубы из водохранилищ в окрестностях города, а на вопрос, когда же пойдет вода, внезапно заявили, что водоводы из-за обстрелов так и не смогли заработать.
Есть какой-то план
«Из-за обстрелов» - фраза-лидер отговорок оккупантов вот уже девятый год. Проверить ее на истинность, понятное дело, никто не сможет. Из-за обстрелов повреждены коммуникации, дороги, здания, насосные и фильтровальные станции. При этом обстрелы никак не сказываются на поставках товаров из России, перевозках, общественных мероприятиях, организованных самими оккупантами. Воистину чудом из чудес было, когда в разгар коронавируса на площади Ленина оккупанты устроили концерт российского исполнителя Лепса, и ни один украинский снаряд не прилетел в толпу. Но, если верить сводкам из «ДНР», украинцы зачем-то стреляют по пустырям и огородам мирных граждан.
- Знаете, что больше всего бесит сейчас жителей Донецка? То, что в Мариуполе вода есть. В уничтоженном полностью городе, пусть не везде, но из кранов течет вода. Ну и море под боком. Донецкие сейчас очень возмущаются: воду – Мариуполю, новые дома – Мариуполю, - рассказывает дончанка Евгения. – Коллаборанты кричат не своим голосом о несправедливости, адекватные дончане говорят, что этого следовало ожидать. Что уже взять с разграбленного в ноль Донецка? Ничего, он уже не интересен «российским кураторам». Мы пережили очень жаркое лето без воды – и только сейчас будет «озвучен план действий по решению проблем»? Да ничего не будет. Мы сейчас боимся, что и отопительного сезона не будет, а зимы у нас неласковые и без того.
Нехватка воды окончательно превращает Донецк в город-призрак. Закрыты школы и детсады – отчасти из-за обстрелов, отчасти из-за сухих кранов и отсутствия понятия гигиены как таковой. В еще работающих салонах красоты кипятят воду в кастрюлях, чтобы вымыть клиентам головы. Спортзалы и магазины тоже укорачивают графики работы из-за невозможности просто вымыть руки. Компании по доставке воды не берут новых клиентов и жалуются, что не могут обеспечить водой даже уже имеющихся. Все разговоры жителей Донецка сводятся к двум темам – обстрелы и отсутствие воды. И уже непонятно, чего мирные жители оккупированных территорий боятся больше…