50 лет теракту на Олимпиаде в Мюнхене: просчеты Германии и ответ бывшей киевлянки Голды Меир

Нападение 5 сентября на израильскую сборную во время Игр 1972 года изменило отношение к терроризму во многих странах.

warspot.ru

1970-е… Мир, понемногу приходящий в себя после Второй мировой войны, отвык от масштабных диверсий с большим количеством жертв. Понятие «терроризм» было столь далеким и неактуальным, что об этой проблеме даже почти не думали. Все перевернул Мюнхен-72, когда во время проведения здесь Олимпиады палестинская группировка "Черный сентябрь" взяла в заложники 11 спортсменов, тренеров и судей сборной Израиля. Несмотря на спасательную спецоперацию, все заложники были убиты. Мы вспоминали, как произошла эта трагедия, что сделал Израиль в ответ и как Мюнхен изменил систему работы спецслужб ведущих держав.

«Игры мира и радости»

Это только на словах - «спорт вне политики». На деле же все гораздо запутаннее. История послевоенных Олимпиад – лишь тому доказательство. Три из них были проведены в столицах стран бывшей гитлеровской коалиции: в 1960 году в Риме, в 1964 году в Токио и в 1972 году в Мюнхене. Делалось это, кроме всего, и для того, чтобы показать миру – они возвращаются, они не такие страшные, они дружелюбные и гостеприимные. Этакий вариант международной реинтеграции. Соответственно, и сами страны-организаторы пытались максимально показать свою дружелюбность.

В Мюнхене Игры проходили под лозунгом «Игры мира и радости». Подчеркивая этот принцип, власти максимально облегчили режим безопасности (не пугая лишний раз гостей), полицейских и представителей службы безопасности практически не было видно. Разве только «вооруженных» рацией, которые ловили на аренах безбилетников. Да и режим охраны в Олимпийской деревне работал спустя рукава. Попасть в нее мог любой желающий, просто перепрыгнув через невысокий забор. Не была организована охрана и самих корпусов. Угрозы и опасности никто не ощущал, все радовались и наслаждались жизнью.

Впрочем, риски были. На недостаточную организацию охраны обращало внимание руководство сборной Израиля, а германская разведка накануне Игр получила сообщение от инсайдера: готовьтесь, палестинские активисты готовят какую-то акцию. Немцы только махнули рукой - «у нас все под контролем». Так думали почти все, вплоть до ночи 5 сентября...

Террористы против штангистов

Организация «Черный сентябрь» возникла после трагических событий в Иордании в 1970 году. Тогда король Хусейн очень жестко разгромил палестинские вооруженные группировки, а мирные жители вынуждены были пополнить лагеря беженцев соседних стран. Активные участники палестинского протеста перешли к террористической деятельности. Понятно, что, кроме иорданцев, их целью были и граждане Израиля. В первую очередь - известные в мире. К первым лицам государства подобраться было сложно, вот и выбрали для себя актуальными мишенями спортсменов и артистов. Сборная Израиля в Мюнхене подходила для акции практически идеально.

К делу подошли основательно. Выбрали восемь самых преданных бойцов, заранее переправили их в Мюнхен (двое из них якобы даже работали на строительстве Олимпийской деревни), заранее запаслись оружием, полученным через диппочту дружественных стран, и приступили к делу.

Перебраться через забор Олимпийской деревни им удалось без проблем, даже помогли проходившие мимо канадские спортсмены, думая, что это их коллеги из других стран возвращаются домой. Добраться до корпуса (никем не охраняемого!), где расположилась израильская делегация, тоже делов-то - несколько сотен метров.

Хотя даже оставшиеся без охраны сонные израильтяне все-таки попытались оказать нападавшим сопротивление. Мужики были крепкие – штангисты и борцы. Первым в драку полез тренер по борьбе 32-летний Моше Вайнберг (легендарный израильский спортсмен), он смог сломать челюсть одному из нападавших, но был ранен. Под дулом автомата Моше привел террористов к квартире, где жили самые мощные представители команды (обойдя те помещения, где базировались атлеты более легких видов), в надежде, что они смогут оказать им отпор. К сожалению, спортсменов застигли врасплох, и лишь в какой-то момент 32-летний тяжелоатлет Йосеф Романо попробовал вмешаться и ранил еще двух нападавших. Моше и Йосеф были убиты. Тело Вайнберга выбросили к парадному, показывая властям серьезность своих намерений, а Романо оставили истекать кровью в комнате, где собрали оставшихся заложников, - для устрашения.

Переговоры с властями длились весь день. Террористы требовали освобождения более чем 200 своих соратников в Израиле, там отказали. Немцы предлагали за заложников любую сумму денег – нападавшие были против. В итоге, договорились о предоставлении самолета, который отвезет всех в Каир. Операцию назначили на ночь 6 сентября.

Бестолковая спецоперация

Для финальной стадии спецоперации, казалось, было идеальное место. Раннее утро 6 сентября, еще не рассвело... Военная база НАТО в Фюрстенфельдбруке. Место, отдаленное от скопления гражданских масс и полностью контролируемое военными. План был прост и с первого взгляда логичен. На взлетную полосу подогнали «Боинг», где вместо экипажа находились замаскированные полицейские, которые должны были нейтрализовать пришедших на проверку лайнера террористов. В это время пять снайперов, расположившихся по периметру зоны обстрела, ликвидируют оставшихся бандитов. Но что-то пошло не так.

Причем вообще «не так». Сначала полицейские в самолете засомневались в необходимости участия в этой операции. Просто встали и ушли, никого не предупредив. Затем палестинцы, оказавшись в салоне лайнера, поняли – «это засада» - и с криками побежали обратно к вертолетам. А в финале снайперы так и не смогли точечно ударить по оставшимся бандитам. В прессе долго еще обсуждали вопрос - были ли эти люди настоящими снайперами или просто привлеченные к форс-мажорной ситуации хорошо стреляющие полицейские. Да еще и террористов оказалось больше, чем думали власти. По их прогнозам, захватчиков было пять – оказалось восемь. Это ключевые ошибки при подготовке освобождения заложников. Были еще косвенные проколы. Отсутствие на базе бронированных автомобилей, якобы застрявших в пробках на подъезде, недостаток освещения простреливаемой снайперами территории, недостаток привлеченных к операции сотрудников спецслужб.

В результате все это стало факторами, которые привели к трагедии. Террористы, ни минуты не сомневаясь, расстреляли заложников и забросали вертолеты гранатами. Девять связанных по рукам и ногам израильтян погибли от пуль и задохнулись в дыму.

 Нападавших же уничтожили лишь частично, трое из них выжили и были захвачены полицией.

«Мальчикам пора поработать»

По настоянию Муаммара Каддафи, тела пятерых убитых террористов были переданы в Ливию, где их похоронили как героев. Трое оставшихся в живых нападавших Израиль ультимативно требовал выдать ему. Германия отказала. Через несколько месяцев их освободили по настоянию угонщиков рейса Бейрут – Анкара немецкой авиакомпании Lufthansa. Их восторженно встретили все в той же Ливии.

Когда на стол Голде Меир (уроженке Киева, кстати) положили отчет о проведении самой спецоперации и о последующем освобождении трех оставшихся в живых террористов, она мрачно закурила и твердо сказала: «Ну что же, мальчикам пора поработать...».

Имелись в виду «мальчики из Моссада». Были разработаны секретные операции «Весна молодости» и «Гнев Божий». Спецслужбы Израиля выискивали причастных к теракту в Мюнхене целых 20 лет.

Операции по ликвидации проводились практически по всему миру. Первым в Париже был застрелен Абдель Ваиль Зуайтер в 1972 году, последним стал лидер организации "Черный сентябрь" Абу Айяд. Это произошло через 19 лет после трагедии в Мюнхене - в 1991 году. Всего же из списка "Моссада" было ликвидировано из 17 человек - 13. Из остальных кто-то умер своей смертью, кто-то погиб в других ситуациях. "Моссад" все же остался недоволен результатами, ведь идеолог и организатор нападения, несмотря на несколько покушений на его жизнь, Абу Дауду, оставался недосягаем и умер в Дамасске в 2010 году от почечной недостаточности. Справедливости ради нужно сказать, что в ходе десятков покушений пострадали и невинные люди, что, естественно, негативно сказывалось на имидже Израиля в мире, но в данном случае израильтяне настроены были мстить до конца...

 

Мир обратил внимание на проблему терроризма

Мюнхенская трагедия стала точкой отсчета в вопросе борьбы с терроризмом для большинства стран цивилизованного мира. Сразу после нее в спецслужбах разных стран стали создавать спецподразделения, ориентированные на эту проблему.

Самые известные среди них:

Кстати

Среди погибших в Мюнхене было только два коренных израильтянина.

Тренер по борьбе Моше Вайнберг, 32 года. Родился в Израиле.

Тяжелоатлет Йосеф Романо, 32 года. Родился в Ливии, участник Шестидневной войны 1967 года.

Тяжелоатлет Зеев Фридман, 28 лет. Родился в Польше.

Тяжелоатлет Давид Бергер, 28 лет. Выходец из США.

Судья по тяжелой атлетике Яаков Шпрингер, 51 год. Родился в Польше.

Борец Элиэзер Халфин, 24 года. Родился в СССР, в Риге.

Судья по классической борьбе Йосеф Гутфройнд, 40 лет. Выходец из Румынии.

Тренер по стрельбе Кехат Шор, 53 года. Родился в Румынии.

Борец Марк Славин, 18 лет. Родился в Минске, в Израиль эмигрировал за 4 месяца до Игр. Был основным фаворитом на "золото" в своей категории.

Тренер по фехтованию Андре Шпицер, 27 лет. Родился в Румынии.

Тренер по легкой атлетике Амицур Шапира, 40 лет. Родился в Израиле.