Мы продолжаем рассказывать об особенностях жизни наших беженцев/переселенцев в разных странах Европы и мира. В этот раз мы пообщались с украинцами (их здесь сейчас, по разным данным, около 50 тысяч человек), оказавшимся в Бельгии. Казалось бы, центр Европы, спокойная и устроенная страна, а в действительности - не все так просто.
«А-карта» - шанс на выживание
Наши в Бельгии сегодня не советуют другим переселенцам ехать в эту страну. Говорят, или подождите, или выберите другое место. Здесь сложилась ситуация, которую украинцы называют замкнутым кругом.
Поселиться вновь прибывшим можно только в лагерях для беженцев, организованных Красным Крестом. Они переполнены, и новых постояльцев практически не принимают. К тому же лагерь для беженцев не дает возможности для получения «статуса временной защиты». Для этого нужна регистрация о месте жительства, а ее могут предоставить лишь хозяева квартир, на волонтерских началах принявших у себя украинцев. Таковых осталось не так уж и много. Люди устали от гостей, да и ментально не всегда мы и традиционные европейцы совпадаем.
И здесь возникает патовая ситуация. Из лагеря ты оформить документы не можешь, желающих приютить и дать тебе право на оформление СВЗ нет - и ты попадаешь в тупик, ибо просто снять жилье и обосноваться здесь на несколько месяцев не является основанием для официальной легализации.
Для тех, кто «прорвался» и получил сертификат о временной защите в местном муниципалитете, осталась главная задача - оформить так называемую «А-карту». Она действует 1 год, но при этом дает все необходимые права для переселенцев: гарантирует социальные выплаты, обеспечивает медицинское страхование, дает возможность бесплатно изучать язык, искать работу, гарантирует возможность для детей учиться в муниципальных школах и садиках.
Другое дело, что для получения этой карты вам придется несколько раз сходить в муниципалитет, банк, заполнить десятки почти идентичных заявок, получить 2-3 письма по почте (настоящей, не электронной), еще раз несколько раз сходить в банк и лишь потом – «о, чудо! Вас признали!». Сами бельгийцы шутят: «Мы же центр Европы, вот и привыкайте к нашей бюрократии. Скучайте и ждите, когда вас позовут».
Кстати, о выплатах. Одинокий человек получит от государства 1090 евро в месяц. Для семьи обеспечено по 750 евро на человека, а каждый ребенок дополнительно добавит в бюджет еще 200 евро (это правило распространяется не только для беженцев, в Бельгии любой ребенок имеет ежемесячное пособие от страны в такую сумму).
Жилье с сюрпризами
Квартиру в Бельгии на долгий срок аренды найти было всегда сложно, а с наплывом наших переселенцев стало еще сложнее. Тем не менее доступное жилье тут есть.
- Мы сняли квартиру в одном из муниципалитетов Брюсселя. Их тут 19. Сам центр Брюсселя достаточно маленький, а вот города (или районы) разбросаны едва ли не на половину страны, – рассказывает нам бывший дончанин Андрей Ляховец. - Цена вопроса за две спальные, гостиную, санузел, маленький балкон и кухню – 1200 евро в месяц, сюда же добавляем коммуналку и аренду мебели, получается около 1700 евро. Но у нас две семьи, в каждой есть маленький ребенок, и пока можем потянуть такую сумму, тем более хозяин дал нам скидку на первое время в 50%.
Как говорит Андрей, самое дешевое, но отдельное жилье здесь обойдется не дешевле чем в 800 евро. Даже заявленная цена в 600 евро потом накрутит на себя электричество, водоснабжение, отопление, интернет и т. д. Поэтому, если хочешь выжить в этой стране, – ищи работу.
Работа – не волк ...
А вот с этим как раз в Бельгии все в порядке. Найти ее можно, было бы желание. Андрей рассказывает: ключевые моменты - это твои личные умения и возможность общаться с коллегами. Иногда хватает среднего английского, иногда нет. Есть фирмы, сразу отказывающие в трудоустройстве, если ты не говоришь на французском или нидерландском (в стране два официальных государственных языка). Существуют такие предприятия, где принято говорить только на одном из них.
Тем не менее предложений о трудоустройстве достаточно много. И нужно понимать: стройки, асфальтирование дорог, работа на заводах здесь настолько автоматизированы, что обычный рабочий, выйдя на площадку в белых строительных перчатках, скорее всего, в таких же белых вернется в раздевалку и после смены.
Оплата труда происходит всегда вовремя и в полном объеме (профсоюзы следят). В среднем в категории «простой физический труд» человек зарабатывает от 14 до 16 евро в час. Во многих фирмах бонусом идет бесплатное питание и доставка работника домой на своем транспорте. А вот переработка здесь категорически не приветствуется. Во-первых, налоги вырастают в разы, во-вторых, и о людях нужно же думать, дать им возможность отдохнуть.
Купить неизвестно что, или В чем прелесть Magic Bag
Вот, правда, что мы знаем о традиционных бельгийских блюдах, кроме как о знаменитых вафлях? Ну еще разве что пиво, но его здесь около 1500 сортов, и мало кто скажет, какой из них есть символом страны. Да и сами бельгийцы пивного ажиотажа не создают. Относятся как к данному (кстати, банка пива 0,33 л стоит в магазинах около 0,9 евро - приблизительно 30 грн).
То ли дело картошка фри! Вот тут действительно включается национальная гордость. Если вы попросите у уличного торговца French fries, то он как минимум посмотрит на вас осуждающе. Ведь бельгийцы искренне верят, что картошка фри - это их изобретение. Не зря же они подали заявку в ЮНЕСКО о признании ее одним из официальных объектов их культурного наследия? А тут французы решили возмутиться, утверждая – это их придумка, и название тому доказательство. Спорить не нужно, это своеобразная национальная игра – чья картошка.
Что же касается обычной, повседневной еды, то в том же Брюсселе найти можно все что душа пожелает. В отличие от многих европейских стран, здесь достаточно и привычных украинцам продуктов. Постарались поляки, создав сеть своих продовольственных магазинов. Гречка (800 г за 4 евро - наших 148 грн), селедка, творог, кефир (1 л за 1,2 евро, или 44,5 грн).
Для наших переселенцев (как и для людей, бежавших из других стран) есть еще одна изюминка - возможность получать продукты на складах «предпросрочки». Еще годных для употребления продуктов за 1 евро вам загрузят полноценную «кравчучку», при желании можно не голодать целую неделю.
Ну и ноу-хау Бельгии - Magic Bag. Вы платите от 3 до 5 евро, приходите в магазин - и вам выдают упаковку продуктов. Вы не знаете, что там, это создает интригу и дополнительный интерес. Но точно понимаете – если бы вы брали продукты просто с полки супермаркета, это обошлось бы минимум в два раза дороже. В общем, с едой в Бельгии уж точно проблем нет, главное - понимать, где ее можно купить качественную и экономно.
Их нравы
После 22.00 не шуметь и «писающего мальчика» не фотографировать
- Уличная публичная жизнь в Бельгии заканчивается около 22.00. Улицы пустеют, люди мирно ужинают в своих домах и готовятся встать с рассветом. Считается неприличным после 10 вечера громко говорить и уж тем более устраивать домашние вечеринки. Зимой эта планка опускается вообще до 20.00, и привыкшим к развлечениям туристам становится особенно скучно.
- Скульптуру «писающего мальчика» официально запрещено фотографировать (под угрозой штрафа). Впрочем, на этот запрет мало кто обращает внимание. То ли дело «писающая девочка», ее сложно найти среди улочек Брюсселя, да и такой символичной популярностью, как мальчик, она не пользуется. Здесь есть еще одна причина - ее расположение в криминальном районе.
- Криминальные районы, называемые толерантными бельгийцами «малокомфортными», это кварталы, где живут беженцы из Африки или стран Азии. Здесь легко могут сорвать с вас цепочку или под угрозой ножа забрать бумажник. Местные сюда предпочитают не ходить, а вот туристы зачастую попадают.
- Еще одно ноу-хау бельгийцев - это муниципальный велотранспорт. Автопарковок в столице не хватает, поэтому очень многие пересели на велосипеды. Особенность в том, что, покупая проездной на месяц всего за 3 евро, ты можешь за эти деньги (считай бесплатно) ездить постоянно. Бесплатный проезд ограничен 30 минутами, а базы для велосипедов расположены где-то в 15 минутах езды друг от друга. Проехал какое-то время, взял другой велосипед - и поезжай себе дальше.