На флаге не пшеница, а лев. А вместо трезубца мог быть скифский плуг

Эксперт считает, что триаду – герб, флаг, гимн – нужно закрепить отдельным законом, а от большого герба полностью отказаться.

Armyinform.com.ua

Нынешние День флага и День Независимости прошли под вой воздушных тревог и взрывы. Судьба нашей страны никогда не была легкой, как и судьба наших государственных знаков. О том, как они рождались и утверждались, "КП в Украине" рассказал известный художник и геральдист Алексей Руденко.

Во всех законодательных актах...

Золотая пшеница и синее небо – так мы видим свой государственный флаг. Однако на самом деле происходит он от других символов.

- Когда утверждалась украинская национальная идея в нынешнем ее понимании, а это был конец XVII века, а если быть совсем точным, то июнь 1848 года, то первоначальное значение цветов было классическое для Европы. Это золотой галицкий лев на синем поле. Но простым людям что на западе Украины, где появилось знамя, тем более на востоке было трудно понять, какая здесь кроется символика, – говорит Алексей Руденко. – Поэтому тогдашние деятели культуры решили найти более доступное толкование. Так появилась метафора, что это золотое поле пшеницы, над которым чистое мирное небо. Такое видение закрепилось в конце XIX века и было перенесено в XX век.

Однако до сих пор есть сторонники мнения, что флаг у нас «неправильный». Его нужно перевернуть. Если синяя полоса будет снизу, а желтая – сверху, жизнь страны сразу изменится к лучшему.

– Это шарлатанские концепции. Действительно, было немецкое правило формирования полотнищ флагов, по которому верхней полосой является цвет гербовой фигуры, а нижней – поле герба. Но это не какая-нибудь универсальная формула, она не подпадает под нашу государственную символику, - говорит эксперт. – Когда в периоды национальных революций использовали сине-желтые флаги, они были такими, как наш государственный. Во всех законодательных актах, которые принимал Центральный Совет, Украинское Государство во главе с гетманом Скоропадским, Западноукраинская Народная Республика, Карпатская Украина, было зафиксировано, что верхняя полоса – синяя, а нижняя – желтая. Мы унаследовали именно такую символику.

Знак владения

В отличие от флага трезубец – очень древний символ. Он уходит корнями в VIII и ХIX века нашей эры.

– Трезубец начинал свое существование как двузубец. Это не герб, геральдика в Европе появилась гораздо позже, - отмечает Алексей Руденко. – Это был знак владения, который использовался князьями. Зафиксировано использование двузубца Святославом Храбрым – отцом Владимира Великого. А вот Владимир ввел знак владения – трезубец. Одна из теорий состоит в том, что он не хотел копировать знак отца, потому что был бастардом – родившимся от ключницы Малуши.

Во времена крещения Руси, формирования раннефеодального государства трезубец появляется на монетах, которые чеканил Владимир.

– Так он обозначал существование собственной государственности во главе с собой. Эти монеты сохранились – сребреники, златники. Трезубцем пользовался Ярослав Мудрый и остальные князья вплоть до монгольского нашествия и распада Киевской Руси, - рассказывает наш собеседник.

Известные столбы, или колюмны Гедимина, – один из государственных символов княжества Литовского, а сейчас герб вооруженных сил Литвы, – это также трезубец, только видоизмененный.

Как убеждали Михаила Грушевского

«Загадочный знак неизвестного происхождения» – написал о трезубце историк Михаил Грушевский. Дело в том, что после распада Киевской Руси княжеский знак был надолго забыт. Символика казацкого времени – это лихой парень с мушкетом.

- О трезубце вспомнили только во второй половине XIX века, когда началась бурная эпоха возрождения. Творческая элита, деятели науки обеих Украин (находившиеся под Австро-Венгерской и Российской империями) начали обсуждать символы. С флагом договорились быстро, а вот по поводу герба стали ломать копья. Были предложения оставить казака, изобразить Архистратига Михаила, упомянули и об истории с трезубцем, – продолжает Алексей Руденко.

Михаил Грушевский был скептически настроен к этому «неизвестному по происхождению». Он настаивал, что первоначально трезубец был не государственным, а личным знаком киевских князей. Предлагал свое видение герба – скифский плуг или аббревиатура УНР.

Но в результате научной дискуссии, в которой участвовала мощная украинская фракция Российской думы, Грушевского убедили. Главный аргумент – трезубец подтверждает очень давние корни украинской государственности.

Государственный символ и печать Украинской Народной Республики был одобрен на заседании Центрального Совета в Житомире в 1918 году. Символика была подтверждена при Украинском Государстве гетмана Скоропадского.

Есть много версий, что именно заложено в изображении нашего национального герба. В нем видят сокола – бога Рарога, который был вестником небесной справедливости, фигуру голубя – вестника мира. Лук со стрелой, зашифрованное слово "воля" или троицу – Бога-отца, Бога-сына и Святого духа.

– Все это красивые мифы, но нет никаких шифров. По крайней мере никто не знает, что означает этот символ. Нам достаточно того, что его узаконили люди, основатели украинской государственности, - говорит геральдист.

Споры длиной в три десятилетия

Но история повторяется. Вот уже 31 год творческие, научные, политические элиты не могут прийти к согласию, каким должен быть большой Герб Украины. Ибо в Конституции записано, что у наидревнейшего трезубца должен быть новейший «старший брат» – большой Герб.

– Это видение появилось исключительно потому, что при становлении нашей независимости украинский политикум не мог договориться о государственных символах. Бешеное сопротивление оказывали коммунисты и социалисты в Верховной Раде. Большой герб был заложен в Конституцию, чтобы заставить их голосовать за государственные символы. Левые силы наверняка надеялись, что смогут протащить в новый большой герб хоть серпочек или молоточек, - объясняет Алексей Руденко.

По мнению эксперта, большой герб Украине не нужен:

– У нас есть свой исторический, лаконичный, выразительный государственный символ. Не надо ничего придумывать и рисовать, все конкурсы на эскиз большого герба доказывают, что не будет относительно него в политикуме согласия. И этот раздражитель нужно убрать, переписав соответствующую статью Конституции. Это гораздо проще и мудрее, чем тратить деньги, время и нервы на новые конкурсы и новые споры.

Геральдист подчеркивает, что многие страны мира благополучно живут без большого герба. А во Франции вообще никакого герба нет – ни большого, ни малого. Есть только гимн – знаменитая "Марсельеза".

«Ще не вмерла...» создана людьми с оружием

Государственный гимн Украины – это единственный символ, зафиксированный специальным законом. Однако и здесь есть интрига. Первоначальный текст, написанный Павлом Чубинским в 1862 году, получил новую редакцию в 90-х годах. Она и закреплена в законе первым куплетом и припевом.

– При появлении текста гимна было две версии второй строки куплета. «Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля» и «Ще нам, браття українці, усміхнеться доля». В законе о Государственном гимне Украины написано «молодії». Но если послушать исполнение, то в большинстве случаев поют «браття українці». И это правильно, потому что точно указывает на нацию, а не на какой-то возраст, - обращает внимание Алексей Руденко.

Знаток символов считает, что закон следует подвергнуть ревизии, включив в него несколько куплетов. Вот французы свою "Марсельезу" поют полностью.

– Во втором куплете нашего гимна есть поразительные по своей актуальности строки: «Станем, браття, в бій кривавий от Сяну до Дону, В ріднім краю панувати не дамо нікому». Это ведь о войне, которую сейчас ведет украинский народ! Эти строки должны быть законодательно закреплены. Нет в мире нации, у которой государственный гимн состоял бы из одного куплета, – считает Алексей.

Что касается слов «ще не вмерла Україна...», часто подвергающихся критике, то эксперт обращает внимание, что в оригинальном тексте сказано «Ще не вмерла України і слава, и воля»:

– Это существенный нюанс, но нет проблем, когда говорят «Україна». Гимн был создан по мотивам «Мазурки Домбровского», ныне являющейся государственным гимном Польши. И поляки не переживают, что он начинается со слов «Еще Польша не погибла». Это боевая песня, написанная людьми с оружием.

По мнению Алексея Руденко, нужно принять новый закон, в котором закрепить всю триаду национальных символов – флаг, герб и гимн.