«Белые пятна» в деле об убийстве Дарьи Дугиной

Что вызывает сомнения в версии от ФСБ и при чем здесь российская пропаганда.

t.me/Pravda_Gerashchenko

ФСБ заявило о молниеносном «раскрытии дела» об убийстве Дарьи Дугиной, обвинив в нем Украину. Но в этот раз российские спецслужбы торопились настолько, что все шито белыми нитками и в расследовании есть несколько явных нестыковок. «КП в Украине» искала ответы на простые вопросы, связанные с этим делом.

Могла ли Наталья Вовк (Шабан) выехать из Мариуполя?

По версии ФСБ, совершившая убийство мариупольчанка Наталия Вовк (Шабан) выехала из Мариуполя в Россию 23 июля 2022 года. Могла выехать. Но с большими проблемами. Жители оказавшегося в оккупации города до сих пор проходят долгие фильтрационные процедуры, и для того, чтобы покинуть город, а тем более «страну», обязаны получить специальное разрешение местных (читай российских) властей.

Могла ли она быть агентом украинских спецслужб?

Да, теоретически. Но не уровня исполнителя такой диверсии.

- Это все чушь, бред и блеф, – категоричен в разговоре с нами офицер украинских спецслужб (на условии анонимности), работавший в Мариуполе в первые годы АТО. - У любой спецслужбы есть сеть секретных агентов (это обычная практика), есть диверсионные группы, действующие ближе к линии соприкосновения. И Вовк, как и любой другой гражданин Украины, чисто теоретически могла принимать участие в нашей работе. Но готовить подрывников для осуществления акций в глубоком тылу противника - на это у нас попросту не было сил и времени. Это вам не гранату во вражеский окоп бросить. Да и задача никогда такая не ставилась, нужно было отстаивать свою землю.

Могла ли Вовк совершить убийство в одиночку?

- Абсолютно исключено, это противоречит всем правилам проведения подобных операций, – продолжает наш собеседник. - Во-первых, где бы она взяла взрывное устройство? Не в багажнике же через границу провозила? Утверждение, что она поселилась в одном доме с Дугиной, - еще один абсолютный бред. Исполнитель операции не должен быть узнаваемым и привлекать к себе лишнего внимания. По стандартам, следить за объектом должно несколько человек, а в финальной стадии «работает» непосредственно киллер. Но все это - не про эту историю, в акции не было никакого смысла для нас, и уж точно это не стиль Украины, мы не террористическое государство.

При чем здесь «Азов»?

Российские пропагандисты, в свою очередь, опубликовали удостоверение Натальи Вовк (Шабан) и написали, что она якобы числится в составе полка "Азов". Вроде бы она была занесена в российский аналог «Миротворца» еще в апреле 2022 года.

Но если россияне знали, что она была бойцом «Азова» (что абсолютно не соответствует действительности), то как они ее впустили в Россию и тут же не арестовали? Ведь «Азов», по лекалам роспропаганды, – это исчадие националистического ада, которое нужно всегда и везде уничтожать.

Тут более вероятна другая история: Наталью Вовк приписали к полку «Азов» буквально накануне процесса над пленными реальными бойцами этой части, которых на днях собираются судить в Мариуполе.

Полк «Азов» заявил, что она не имеет никакого отношения к подразделению. По мнению пресс-службы полка, убийство Дарьи Дугиной - это подготовка к «трибуналу над азовцами», с помощью которой РФ «подогревает общественное мнение своих граждан в «необходимости такого судилища».

При чем здесь Эстония?

ФСБ утверждает, что после управляемого подрыва автомобиля, в котором находилась Дугина, Вовк вместе с дочерью якобы выехали в Эстонию. На чем зиждется подобное утверждение – непонятно. Фээсэбшники распространили видео, на котором видно, как она якобы пересекает границу. Но никаких подтверждений этому нет.

- Никакого официального запроса или информации от российских властей относительно этого вопроса не было, - заявил глава полиции Эстонии Рагне Кейск.

Тем не менее, в России уже начали грозить Эстонии. Владимир Джабаров, сенатор от Еврейской автономной области РФ, заявил, что в том случае, если власти Эстонии откажутся выдать РФ Наталью Вовк у России будут все основания для жестких действий против эстонского государства.

Версия ФСБ России

Исполнительницей убийства в ФСБ назвали гражданку Украины Наталью Вовк. Женщина якобы приехала в Россию 23 июля 2022 года вместе с дочерью Софией Шабан. В Москве они проживали в съемной квартире в том же доме, где жила Дарья Дугина. Обе, по сообщению ФСБ, находились 20 августа на фестивале "Традиция". А 21 августа, уже после взрыва автомобиля с Дугиной, Вовк с дочкой выехали через Псковскую область в Эстонию. При этом при въезде в Россию использовались номера самопровозглашенной "ДНР", в Москве - казахстанские номера, а при выезде - украинские, сообщили в ФСБ.

Официально

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк

- Подчеркиваю, что Украина, безусловно, к этому не имеет отношения, потому что мы не уголовное государство, которым является Российская Федерация, и тем более не террористическое государство

Мнение эксперта

Тарас Загородный, политолог и эксперт-международник:

- То, что Украине не нужно убийство Дугиной – это однозначно. Во-первых, это очень затратно, с точки зрения организации. Нужно посылать группу в Москву, которая следила бы за ее передвижениями, постоянно бы вела ее. Но главное в том, что убийство Дугиной абсолютно не нужно Киеву. Она, как и ее отец, – люди известные в очень узком кругу. Их-то и в самой России мало кто знает.

А вот как сакральная жертва для Путина – это может быть. Путинский режим постоянно мониторит социологию, и она показывает падение поддержки войны. Поэтому не исключено, что скоро в России опять начнут взрывать дома, как это было во время чеченских войн. То есть то, что Дугину убили свои для меня – без сомнения. И попутно можно припугнуть свою элиту этой сакральной жертвой. Дескать, будете разевать рот против Путина, вас то же ждет.

Что пишет мировая пресса

The Guardian:

- ФСБ России опубликовало видео, на котором подозреваемая (Вовк) пересекает российскую границу и входит в здание, которое принадлежало потерпевшей (Дугиной), но не предоставило других фото- или видеодоказательств, подтверждающих это.

Маловероятно, что Киев причастен к этому. Жертва и ее отец не были стратегически значимыми фигурами. Они не были важными политическими лицами, принимающими решения в войне в Украине.

ВВС:

- Г-жа Дугина была политическим обозревателем созданной ее отцом организации «Международное евразийское движение» и регулярно писала для прокремлевских СМИ. Она была активным сторонником российского вторжения в Украину. В июле она попала под санкции Великобритании как «частый и громкий источник дезинформации в отношении Украины».

Всплеск гнева прокремлевских комментаторов в ответ на взрыв заминированного автомобиля кажется подозрительным. Реакция была немедленной. Похоже, они ждали чего-то подобного.

Убийство могло быть использовано для разжигания некоего общественного возмущения внутри страны, чтобы оправдать еще более активные репрессивные действия со стороны государства.

Al Jazeera:

- Для профессиональной службы безопасности отправить мать с ребенком - это в новинку. Кроме этого, они чудом перебрались через границу в Эстонию вне досягаемости ФСБ. И это оставляет много вопросов.

Убийство могло быть организовано силами внутри России, стремящимися отговорить ультранационалистов, таких как Дугин, от критики Кремля за то, что, по их мнению, он слишком мягко относится к Украине.

The New York Times:

- Быстрое заявление российской внутренней разведки о раскрытии преступления и горячие требования отомстить указали на расширяющееся влияние российских ультранационалистических «ястребов» - разрозненной группы писателей, бизнес-магнатов и политиков, которые прославляли войну г-на Путина и с тех пор разочаровались в том, что Кремль пытается сохранить ощущение нормальной жизни дома, а не переводить нацию в режим войны.

Удивительно быстрое заявление ФСБ о раскрытии убийства г-жи Дугиной может не убедить тех, кто скептически относится к российским спецслужбам, которые в предыдущих случаях гораздо медленнее выявляли подозреваемых или никогда этого не делали. После смерти журналистки Анны Политковской в ​​2006 году и лидера оппозиции Бориса Немцова в 2015 году власти в конечном итоге предъявили обвинения и судили группы людей, которых они обвиняли в совершении убийств, но не тех, кто их нанимал или руководил ими.