Несмотря на войну, политическая жизнь в Киеве бурлит. В рейтинге National Democratic Institute столичный мэр Виталий Кличко и его партия «Удар» неожиданно оказались на высоком 3-м месте по уровню народных симпатий. В персональном рейтинге он уступает только Владимиру Зеленскому и Алексею Арестовичу, в партийном – «Слуге народа» и политической силе волонтера Сергея Притулы. С Зеленским и «Слугой» понятно: он — главнокомандующий и бесспорный лидер, искренне поддерживаемый народом. С Арестовичем и Притулой тоже: первый «завирусился», второй обеспечивает армию. Но чем объяснить такой рост Кличко и «Удара»?
Похоже, столичный мэр почувствовал, что «вырос» из региональной политики и решил вернуться на национальный уровень, пусть во время войны, пусть за счет критики оппонентов. И хотя Зеленский призвал политиков «к перемирию» во время российской войны, Кличко, похоже, не забыл о длительном конфликте с президентом и главой его Офиса Андреем Ермаком. В недавнем интервью Гордону Кличко акцентировал свое прохладное отношение к Зеленскому и его команде и даже высказал Гаранту парочку претензий.
«Возвращение» в большой бокс?
Кличко записывает себе в актив не только оборону Киева (хотя это заслуга военных) и жизнеобеспечение столицы в условиях военного времени. Ему на руку играет патриотическая риторика, мировая узнаваемость за счет звездной спортивной карьеры: собственной и брата Владимира. Однако этого маловато, чтобы отойти от образа «забавного столичного мэра» и вписать себя в более широкую рамку национального политика. Понадобится влияние вне Киева. Ключом может стать бокс, точнее – Федерация бокса Украины (ФБУ). Как? Хотя бы через разветвленную сеть региональных представительств, тысячи причастных людей (спортсмены, тренеры, менеджеры, молодежь), соревнования и зрительскую аудиторию — у всего этого есть высокий потенциал для пиара. ФБУ может казаться не слишком мощным политическим инструментом, но и времена сейчас непростые — не гнушаться же такой возможностью. В последнее время влияние Кличко на ФБУ существенно увеличилось. Более того, как написал журналист Сергей Иванов, люди из окружения мэра «крышевали» рейдерский захват ФБУ, совпавший с вторжением России и до сих пор не утихающий. Так что, похоже, мэр действительно крепко взялся за ФБУ.
Конфликт внутри ФБУ назревал в течение некоторого времени. В декабре 2021 года на очередной конференции федерация переизбрала действующего президента Владимира Продивуса. Часть региональных организаций с этим не согласилась и 22 февраля 2022 года провела «альтернативную конференцию» и вроде бы избрала президентом Кирилла Шевченко, который до этого руководил федерацией бокса Киева. В самой ФБУ выборы считают недействительными и называют действия Шевченко рейдерским захватом организации.
Кроме того, нелегитимным избранием Шевченко считают и в Международной федерации бокса. Об этом идет речь в официальном письме IBA, направленном Министерству молодежи и спорта, Национальному олимпийскому комитету и самой ФБУ.
При этом о «выборах» в феврале 2022 года знали, кажется, все, кроме руководства самой ФБУ. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявления Владимира Кличко от 13 января о полной поддержке кандидатуры Шевченко. Этот комментарий опубликовал сайт братьев – Klitschko-brothers.com. С тех пор он – бесплатная и постоянная площадка для всех комментариев и интервью о Шевченко, в пользу Шевченко или самого Шевченко.
Кстати, чем же Шевченко не угодил ФБУ? Говорят, в федерации были недовольны работой киевской ячейки, которая, будучи крупнейшей в Украине, не давала чемпионов и не показывала каких-либо спортивных результатов. За это Шевченко даже собирались уволить, но в ситуацию якобы вмешался лично Виталий Кличко: он просил дать руководителю столичной федерации больше времени и обещал всестороннюю поддержку киевским боксерам, в том числе финансовую.
Чеченский след
Впрочем, Шевченко с братьями Кличко (по крайней мере, со старшим) связывали задолго до захвата ФБУ. Столичные СМИ писали, что тогда президент Киевской федерации бокса был «смотрящим» за незаконной торговлей в киевских подземных переходах. В общем, биография Шевченко – сплошная тайна.
В публичной плоскости он начал фигурировать из-за связей с кадыровцами. Первый скандал произошел в 2020 году. Шевченко официальным письмом пригласил в Украину граждан России Рустама Чичаева и Валида Айдамирова вроде бы работать детскими тренерами в столичной федерации. Но, как впоследствии выяснило Hromadske.ua, никакие они не тренеры и вообще к боксу отношения не имеют. Чичаев – боец чеченского «СОБРа», Айдамиров – был заместителем начальника оперативно-розыскной части криминальной милиции при МВД Чечни. Их обоих связывали с окружением Рамзана Кадырова и благодаря оперативной работе украинских спецслужб депортировали из страны. Однако ответ на вопрос «Что это было?» так никто и не дал.
С Шевченко по этому поводу никто не спрашивал, и он продолжил дружить с откровенными врагами Украины. В их числе президент Одесской федерации, уроженец России Халид Мусаев. Шевченко не скрывает своих отношений с ним, называет настоящим патриотом Украины, который якобы спас Одесскую область от мародерства и даже призвал всех украинцев брать с Мусаева пример. Эту новость опубликовал тот же сайт Кличко. При этом за день до публикации, 14 июня 2022 года, Национальная полиция объявила Мусаева в розыск за посягательство на территориальную целостность Украины и создание преступной организации. По данным следствия, Халид Мусаев создал преступную организацию, совершавшую заказные убийства, разбойные нападения, вымогательства, похищения людей, занимавшуюся сбытом наркотиков, контрабандой оружия и боеприпасов. «В то же время полицейские выяснили, что фигурант сотрудничал с российскими оккупантами и совершал действия, направленные на изменение границ территории Украины», — говорится в официальном пресс-релизе. Шевченко называет все это «заказной кампанией против Мусаева», но это же материалы уголовного дела.
На связи Шевченко с кадыровцами указал еще один человек — ветеран АТО, боец добробата «Архангела Михаила» Михаил Майман. Он недавно обвинил Шевченко в организации своего похищения вроде бы по заказу персонально Кадырова. Майман рассказал, что его содержали в неволе, водили «на расстрел» и заставляли записать видео с извинениями перед главарем Чечни.
Что говорить, если и мэр Кличко, и его политическая команда в разные годы тяготели к путинским бородачам. Фото ниже было сделано в 2010 году. На нем тогда еще боксер Кличко по-дружески общается с главой Чечни Рамзаном Кадыровым.
Второй справа — кум и политический соратник мэра Артур Палатный. Бывший народный депутат, а ныне глава исполкома мэрской партии «Удар». Вместе с Кличко «присматривает» за ФБУ и тоже имеет фотографии со своим, видимо, политическим кумиром Кадыровым, который поддерживал развитие единоборств рублем.
Оружие, украденные деньги и русский мир
Впрочем, у правоохранителей есть вопросы не только к друзьям Шевченко, но и к нему напрямую. В июне силовики вроде бы нашли в гостинице «Крещатик» склад незарегистрированного оружия. Им по неизвестным причинам руководил Шевченко.
Кроме того, недавно СМИ опубликовали копию письма следователя ГБР в адрес Киевской федерации бокса с просьбой отчитаться за использованные бюджетные средства в поддержку бокса, выделенные государством в период с 2018-го по 2022-й. По данному факту еще осенью 2021 года было открыто уголовное производство по ч.2 ст.364 УКУ — злоупотребление властью или должностным положением, повлекшее тяжелые последствия. В интересующий следователя период времени столичную федерацию возглавлял Шевченко.
Отчет, по нашим данным, киевская ячейка так и не предоставила, однако оперативно провела выборы (вроде бы после этого в ДБР исчезнут вопросы к бывшему президенту?). Новым руководителем стал Александр Негода. На выборах он баллотировался в депутаты Вышгородского городского совета от партии «Удар» Виталия Кличко. Негоду также называют бизнес-партнером Палатного: они вместе «крышуют» столичный рынок ритуальных услуг. Но и это еще не все. Негода, который сейчас почему-то носит форму, является соучредителем пророссийской ОО «Браття», тянувшей в Украину российские нарративы, маршировавшей по Киеву 9 мая и носившей цветы к памятнику Ватутину. В 2018 году этой агентурной кремлевской сетью интересовалась СБУ.
Итак, подведем итоги. История кажется не слишком приятной, если не сказать тотальной изменой. Руководство Киева вмешивается в деятельность спортивной федерации, меняет президента на своего Шевченко, поддерживающего близкие отношения с врагом и назначающего на руководящие должности откровенных российских агентов типа Негоды, который вместо того, чтобы сидеть в СИЗО, занимается развитием бокса и дружит с «Ударом». Зачем Шевченко покровительство Кличко? ФБУ является распорядителем бюджетных средств, поэтому быть президентом означает для Шевченко возможность лично управлять потоком. Зачем Кличко тянуть в свое окружение и в ФБУ Шевченко и других представителей «русского мира»? Вероятно, будущие электоральные успехи для него перевешивают репутационные потери.
При этом, заигрывая с кремлевскими агентами, мэр находит время покритиковать Зеленского, который вроде бы совсем не интересуется жизнью столицы во время войны. В том же интервью Гордону он говорит, что с Зеленским у него не было ни одной встречи, только пара звонков. Жаль, что Кличко считает якобы «безразличие» президента к столице большей угрозой Киеву, чем собственное окружение.