В этом году в результате войны украинским выпускникам вместо традиционного ВНО пришлось сдавать национальный мультипредметный тест (НМТ) по трем предметам: украинскому языку, математике и истории Украины.
Война не помешала украинским детям продемонстрировать высокий уровень знаний и сдать экзамены на отлично.
София Мельник: Системность обучения – залог успеха
Выпускница Тернопольской украинской гимназии им. И. Франко Софья Мельник сдала экзамен на максимально возможные 600 баллов по трем предметам.
София обожает филологию, поэтому с тестом по украинскому языку справилась уверенно. С математикой было гораздо сложнее, но девушка все же смогла добиться наивысшего результата. Удалось это именно благодаря упорному ежедневному труду – София добросовестно готовилась к тестированию.
– Вообще, я очень люблю учиться, и эти предметы мне тоже нравятся. Поэтому тест стремилась написать как можно лучше, но на такие результаты не надеялась. Я училась настойчиво все годы, но к ВНО/НМТ готовилась целенаправленно с репетиторами уже в 11-м классе. Кроме дополнительных занятий, также самостоятельно работала дома. Преимущественно это был один предмет в день, около 2-3 часов, – говорит отличница. - Не могу сказать, что тест был очень сложным, однако прилагать усилия все же нужно. Больше всего переживала по поводу шкалы перевода тестовых баллов в 200, потому что каждая ошибка очень снижала оценку.
Что касается лайфхаков, то София нашла для себя один: она очень много решала тестов с прошлых лет ВНО, а также все демонстрационные варианты НМТ. Так что фактически натренировалась хорошо решать именно тестовые задания.
- По моему мнению, чтобы максимально успешно сдать тест, нужно упорно работать. Это не должны быть перегрузки или сонные ночи, а систематическое изучение или повторение какой-то темы, - говорит выпускница Тернопольской гимназии.
В подготовке помогли видео, книги и собственная методика: конспекты по лекциям, где были коротко записаны какие-то интересные моменты.
София Мельник также хорошо владеет английским, французским и польским языками. Французский изучала в школе, английский в школе и с репетитором, польский только с репетитором. Поэтому и дальше будет развиваться в этом направлении.
– Хочу связать свою жизнь с филологией. Хотела бы учить иностранный язык, чтобы стать переводчиком. Это моя мечта с детства. Считаю, что языки дают новые возможности для путешествий, коммуникации, знакомств и саморазвития, – добавила наша собеседница. – Я уже выставила приоритеты по поступлению в вузы: первый – Львовский национальный университет имени Ивана Франко, второй – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка.
Валерия Сивак: Надо визуализировать то, что нужно запомнить
Максимального результата на НМТ удалось добиться и другой выпускнице Тернопольской украинской гимназии им. И. Франко – Валерии Сивак.
- Прежде всего, успех на НМТ был результатом совместного упорного труда вместе с моими учителями. Я сдавала НМТ по трем предметам: украинскому языку, математике и истории Украины. А до войны готовилась к ВНО по четырем предметам: украинскому языку и литературе, математике (профильный уровень, ведь училась в математическом классе), истории Украины и английскому языку, - говорит Валерия Сивак.
Девушка еще в начальной школе выделялась на фоне других тем, что всегда хотела участвовать в различных литературных конкурсах.
– Я обрадовалась, когда моя учительница украинского языка предложила мне написать сочинение на конкурс имени Тараса Шевченко. Так начался длинный тернистый путь олимпиад разных уровней: от победы на гимназическом до призовых мест на Всеукраинском. И именно педколлектив гимназии - это та семья, которой я чрезвычайно благодарна за то, кем я стала и сколько опыта приобрела, - говорит девушка.
А математика всегда была для нее «точным» хобби, поэтому она никогда не жалела, что училась именно в математическом классе.
– Здесь я научилась требовать от себя большего, искать ответы и другие способы решения проблемы, – продолжает Валерия Сивак. – В историю Украины я буквально влюбилась год назад. Иногда жалею, что не чувствовала всей важности этого предмета раньше. Хотя и НМТ уже сдано, я продолжаю углубляться в изучение истории как своей Родины, так и других стран.
К математике и украинскому языку Валерия готовилась самостоятельно, а по истории Украины вместе с репетитором, ведь чувствовала, что ей нужна помощь, чтобы систематизировать весь необходимый материал.
⁃ Сначала дополнительные уроки по истории Украины были два раза в неделю по 1-1,5 часа. За два месяца до НМТ – уже три раза в неделю. Процесс подготовки к ВНО начался еще задолго до 11-го класса: на уроках математики мы часто решали задачи и примеры прошлых лет, а по украинскому языку - писали эссе и самостоятельные работы в форме тестов. Мы постепенно привыкали к разным типам задач, которые будут на ВНО, - говорит выпускница. - Мой процесс подготовки теста по украинскому языку и математике не был систематичным, у меня не было четкого плана, сколько задач или тем должна пройти за день, сколько часов отсидеть над задачами. Все зависело от самочувствия и желания: каждый день я выбирала, сколько времени готова сегодня выделить на повторение. Иногда, бывало, решала полночи (люблю учиться, когда темно за окном) квадратные уравнения или проходила три раза тему «Украинская революция» на сайте с заданиями ВНО прошлых лет.
Как только девушка чувствовала, что мозг «закипает» от полученной информации, - делала паузу, ведь от перегрузки результат лучше не станет.
- В этом году тест не считаю сложным, ведь задачи были легче, чем на ВНО. По моему мнению, НМТ – это «экспресс»-тест, ведь по математике не было задач с параметром, по украинскому языку – собственного высказывания, из истории Украины оставили только задания от Первой мировой войны до настоящего времени, – говорит отличница.
Любимым способом самостоятельной подготовки у Валерии были тесты, карточки (на одной стороне год, на другой – событие), исторические подкасты с картами, портретами и фотографиями, ведь так легче визуализировать то, что нужно запомнить. А величайшим секретом является то, что ей действительно нравится процесс обучения. Не только для теста, но и для себя.
- Выпускникам, которые в следующем году будут сдавать тест, советую найти собственный удобный темп обучения, впитывать информацию из всех возможных источников: от учителей в школе, от репетиторов, подкастов или ютуб-лекций. Пройдите несколько раз задачи прошлых лет, чтобы понять, на каком уровне вы сейчас и какая тема для вас сложная и требует повторения. Также важным аспектом является психологическая подготовка к тесту, ведь часто из-за волнения теряется концентрация, так что стоит найти свой способ успокоения, - советует Валерия Сивак.
Девушка интересуется историей, искусством и культурой. Ей очень нравится процесс изучения иностранных языков, поиска общего в тех языках, которыми она уже владеет. Поэтому будет подавать документы в украинские вузы, а также как возможность рассматривает обучение в Австрии на факультете журналистики.
– Люблю писать, люблю слушать истории из жизни разных людей, люблю узнавать новое и делиться с другими – именно поэтому журналистика была очевидным выбором, – добавила наша собеседница.
Мария Кошель: Не так сложно, как страшно
В городе Камень-Каширский, в Мостищенской гимназии сразу две выпускницы сдали мультипредметный тест на 600 баллов. Ими стали подруги, обе отличницы, окончившие школу с золотыми медалями – София Левчук и Мария Кошель.
- Сдавать экзамены в этом году оказалось не так сложно, как страшно, потому что это было в новинку. Никто не знал, как это будет, что будет, как будет работать компьютер. Но какой бы ни был формат – готовиться все равно нужно, – рассказывает Мария Кошель.
У Марии хорошая память, потому быстро изучает новое и не забывает уже изученное. Это стало одной из составляющих ее успеха на мультитесте.
- Главное – продумать график и систему подготовки. Выделять на каждый предмет достаточное количество времени в соответствии с определенными знаниями, – советует девушка.
Но и опыт Марии говорит о том, что такой результат – это следствие серьезной системной работы в течение всего обучения в школе.
- Мой результат – это не дело нескольких месяцев подготовки, я еще с начальных классов была отличницей и участвовала во всех олимпиадах и конкурсах. Поэтому готовиться мне было легко и привычно. Мне нравится осваивать новый материал, узнавать что-то новое, быть образованной и разбираться во всем, - говорит выпускница-отличница. – Готовилась я самостоятельно, но ходила на консультации в школу. На самом деле очень благодарна своим учителям. Они меня поддерживали, мотивировали, верили, иногда даже больше меня.
Для Марии очень интересна в рамках подготовки к НМТ была именно история Украины.
- Главное в подготовке – это практика. Проходить тесты – это основное, по моему мнению. Потому что это воспроизводит формат ВНО и НМТ. Советовала бы совмещать форматы подготовки (вебинары, тесты, просмотр видео, страницы в соцсетях). Нужно иметь определенные приоритеты, следовать своим целям, знать именно то, что ты хочешь, и тогда все удастся, – советует Мария Кошель.
Проводите время подготовки интересно и продуктивно, а не скучно, фокусируясь на зазубривании.
Что касается планов на будущее, то Мария Кошель пока находится в раздумьях. Девушка выбирает между правом и журналистикой – желает быть полезной для своей страны. А вот с городом обучения уже определилось – Киев. Девушка выбирает между КНУ им. Шевченко и КПИ им. Сикорского.
Артем Краевский: Психологически трудно переключиться с математики на историю и наоборот
Выпускник классической гимназии при ЛНУ им. И. Франко Артем Краевский набрал максимальные баллы всего за 50 минут, хотя на выполнение тестовых заданий отведено два часа. Артем все годы в школе учился с отличием и уже начиная с 5-го класса получал стипендии, был старостой класса.
– До подготовки до НМТ больше всего интересовался математикой. Однако во время детальной подготовки по украинскому языку и истории Украины эти предметы действительно становились все более интересными, и сейчас они нравятся. Да, для меня это было на уровне «надо выполнить поставленную задачу на максимум», ведь считаю, что если уж что-то делать, то нужно выкладываться на все 100% и быть уверенным, что ты сделал все возможное, – говорит Артем Краевский.
Артем занимался с репетиторами по математике, украинскому языку и истории, но не забывал и об обучении в школе, поэтому это была некая комбинация. На обучение уходило около 6-8 часов в день, особенно две недели перед тестом.
- Это могло быть по 2 часа на каждый предмет, могло быть 3 часа истории, потом немного отдохнуть, позаниматься языком, а затем, чтобы держать себя в тонусе, сделать какой-нибудь один-два теста по математике. Иногда я просто на интуитивном уровне чувствовал, что хочу сейчас повторить, – говорит парень. - Я считаю, что нынешний тест был, возможно, не столь сложным, как было ВНО. Однако когда три предмета - за два часа, это, по моему мнению, психологически трудно переключиться с математики на историю и наоборот.
По мнению Артема, НМТ – это больше экзамен на внимательность и сосредоточенность, так что и лайфхак прост: надо быть уверенным, что ты все знаешь, быть сконцентрированным.
– Для того чтобы сдать максимально хорошо, нужно учиться, повторять, не лениться и понимать, что если где-то чего-то не можешь вспомнить, легче развернуть книгу и перечитать, потратить 5-10 минут, но быть уверенным, что ты уже вспомнил. Ну и, конечно же, практиковаться, это никогда не бывает лишним, - советует выпускник классической гимназии при ЛНУ им. И. Франко.