Визит Нэнси Пелоси на Тайвань вызвала неоднозначную реакцию мировых СМИ. Некоторые из них считают, что США ходят по лезвию ножа, провоцируя Китай на жесткие ответные действия. В контексте этого же визита упоминается и война в Украине.
Восток и Запад теперь «заигрывают с катастрофой» в конфликтах в Украине и вокруг Тайваня
Британское издание The Guardian, например, пишет, что визит на Тайвань спикера Конгресса США Нэнси Пелоси был настолько откровенно провокационным, что кажется не более чем промежуточным предвыборным трюком. Она заявляет, что «важно, чтобы Америка и ее союзники ясно дали понять, что мы никогда не уступаем автократам». Чрезмерная реакция Китая является классическим примером стремительной эскалации. Тем не менее, когда Джо Байден заявил, что США будут защищать Тайвань в военном отношении, администрация президента тут же отступила, подтвердив политику «стратегической двусмысленности». Дело в том, что пока никто не верит, что США начнут войну из-за Тайваня.
Подобная двусмысленность пронизывает отношение Запада к России из-за Украины. США и Великобритания вновь заявляют, что Россия «должна потерпеть неудачу, и хотят увидеть, как она потерпит неудачу». Но можно ли действительно рассчитывать на то, что Россия смирится с этим? Поэтому все, что может сделать Россия, - это совершить еще больше зверств, чтобы достичь победы.
Английская газета отмечает, что теперь, когда конфронтация между Востоком и Западом усиливается, стоит ожидать от вероятного следующего премьер-министра Великобритании Лиз Трасс четкую формулировку, что она видит в качестве целей Великобритании в Украине и на Тайване.
Вероятно, самая большая помощь, которую Лондон может оказать Украине, - это помощь в возможном возвращении ее изгнанной рабочей силы и помощь в восстановлении ее разрушенных городов. Тайвань также заслуживает сочувствия в своей исторической борьбе с Китаем, но его статус не представляет военной угрозы для Великобритании. Его население уже давно довольствуется двусмысленными отношениями с Китаем.
- Судьбы Украины и Тайваня заслуживают всяческой дипломатической поддержки, но нельзя допустить, чтобы они катились вниз, к глобальной войне или ядерной катастрофе. Это может снизить эффект ядерного сдерживания и сделать их уязвимыми для шантажа, - делает такой вывод британское издание. По его мнению, сейчас обе стороны - Восток и Запад - теперь «заигрывают с катастрофой» в конфликтах в Украине и вокруг Тайваня.
Между Украиной и Тайванем есть нечто общее
Американское издание The New York Times также пишет, что «два кризиса (Украина и Тайвань), разделенные 5000 милями, связаны сложным образом». А поскольку конца кровавой войне в Украине не видно, а напряженность в Тайваньском проливе значительно возрастает, два геополитических вызова пересекаются сложным и непредсказуемым образом.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в среду, не теряя времени, увязал эти два вопроса, заявив, что визит спикера Нэнси Пелоси на этой неделе на Тайвань был «проявлением того же курса», который Соединенные Штаты избрали в отношении Украины.
С самого начала войны в Украине опасались, что Москва и Пекин будут сближаться, поскольку Соединенные Штаты рассматривают оба вопроса как борьбу между авторитаризмом и демократией. Именно для этого Нэнси Пелоси весной посетила Украину, а сейчас - Тайбэй, столицу Тайваня.
Между Украиной и Тайванем существует множество различий, в том числе исторических и географических. Но их демократии находятся рядом с гораздо более крупными ядерными вооруженными силами, управляемыми авторитарными лидерами, которые ясно дали понять, что не считают своих соседей суверенными государствами.
Одно важное отличие состоит в том, что Соединенные Штаты и их союзники поддерживают независимую Украину, но американская политика «одного Китая» не поддерживает независимость Тайваня. При этом намеренно остается неясным вопрос о том, будет ли Вашингтон защищать Тайвань, если Пекин нападет на него.
Китай учитывает ошибки России в Украине на случай захвата Тайваня
Арабское издание Al Jazeera пишет о том, что война в Украине также повлияла и на позицию Китая в отношении Тайваня. Глава ЦРУ Уильям Бернс сообщил, что Китай, похоже, полон решимости применить силу на Тайване, а опыт России в Украине влияет только на расчеты Пекина относительно того, когда и как.
Директор Центрального разведывательного управления заявил, что Китай, вероятно, увидел в Украине, что «нельзя добиться быстрых и решительных побед». Главный американский разведчик сообщил, что Китай был «встревожен», глядя на пятимесячную войну России на Украине, которую он охарактеризовал как «стратегический провал» президента Владимира Путина, поскольку он надеялся свергнуть киевское правительство в течение недели.
- Мы считаем, что это, вероятно, затрагивает не столько вопрос о том, может ли китайское руководство через несколько лет решиться применить силу для контроля над Тайванем, сколько вопрос о том, как и когда они это сделают, - сказал Бернс.
Быть соседом авторитарных режимов - опасно
Американское издание Politico пишет, что общее Украины и Тайваня - это то, что они соседствуют с авторитарными режимами. А это опасно. А война России в Украине уничтожила последние остатки наивности в отношении угрозы, исходящей от диктаторов вроде президента Владимира Путина.
Но чтобы Тайвань не стал следующей Украиной, пора НАТО и Европейскому союзу встать на защиту этой демократии и ее ценностей. У них есть возможность сделать это, но они должны быть готовы. Тайвань стал маяком демократии в регионе, набрав 94 балла из 100 в индексе Freedom House - выше, чем у большинства членов ЕС.
Однако, как и Путин, Си Цзиньпин четко заявляет о своих амбициях: воссоединить родину, которая, по его мнению, включает Тайвань, любыми необходимыми средствами и любой ценой. В соответствии с этим китайские военные увеличили расходы, расширили свое присутствие и пытаются нейтрализовать американскую военную мощь в регионе. А Пекин наращивает провокации, китайские военные самолеты почти ежедневно заходят в воздушное пространство Тайваня.
Вместе с глобальными демократиями G7 и других стран европейские лидеры должны сигнализировать о том, что любая военная агрессия Китая будет встречена суровыми санкциями, как они это сделали в отношении России. В таком сценарии Китай оказался бы отрезанным от глобализации, от которой он выиграл, а угроза экономических санкций вызвала бы больший резонанс у лидеров Коммунистической партии Китая, чем у их российских коллег, поскольку легитимность партии постоянно опирается на повышение уровня жизни.
Основное различие между вторжением России в Украину и потенциальной войной на Тайване будет заключаться в размере задействованной экономики. Китайские торговые потоки затмевают российские, а это означает, что экономические последствия будут огромными - не только для Запада, но и в большей степени для самого Китая, поскольку он по-прежнему ориентирован на экспорт своих товаров.