Все люди - разные, и поэтому война вполне ожидаемо по-разному повлияла на их потребительское поведение. Например, у одной из моих киевских подруг еще в марте сломался бойлер, но она до сих пор не может решиться на покупку нового – вдруг завтра придется уезжать или в дом что-то прилетит.
Другая подруга, которая тоже живет в Киеве, оправившись от первого шока, в апреле закончила ремонт в квартире, своими руками доклеила обои, а на прошлой неделе купила новый холодильник. «Жизнь у меня одна, и ни один непрожитый день мне никто не вернет», - поясняет она.
Исходя даже из этих двух примеров можно сделать вывод о том, что все результаты больших опросов из разряда «начали покупать» или «перестали покупать» - это средняя температура по больнице. С другой стороны, общие тенденции все же есть, и всевозможные исследования нам их время от времени озвучивают.
Немного статистики
Судя по статистике ПриватБанка, большая часть карточных расходов украинцев идет на оплату продуктов – эти расходы составляют половину общего объема оплат покупок картами. И это неудивительно: даже в условиях, когда все траты сокращаются до минимума, людям все равно надо что-то есть.
Но жизнь постепенно берет свое – по крайней мере там, где нет боевых действий. По данным аналитики «Привата», постепенно растут объемы расходов в кафе и ресторанах, магазинах техники и электроники, сетях АЗС.
Ранее мы писали о том, что потребительские предпочтения украинцев поменялись: многие на своем опыте убедились, насколько важно жить здесь и сейчас. По данным OLX, хотя наиболее востребованными товарами, как и в довоенный период, остаются электроника и одежда, конкретные запросы в категориях изменились.
Например, если говорить об электронике, вырос спрос на ноутбуки, телефоны, а также дополнительные источники питания – пауэрбанки. В категории «одежда» на первое место уверенно вышел комфорт: вырос спрос на кроссовки, спортивные костюмы, чемоданы.
- Несмотря на то что многие сегодня говорят, что одежда им не нужна, спрос на нее будет сохраняться, - считает экономист Андрей Мартынюк. – Возможно, не нужна одежда для офисов, для праздничных мероприятий, но с наступлением осени и зимы однозначно понадобится сезонная одежда и обувь, поскольку многие покидали дома просто в том, что на них было надето.
Немалым спросом пользуются и автомобили. В частности, по данным ассоциации «Укравтопром», с 1 января по 1 июня первую регистрацию прошли 180,2 тыс. б/у авто, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 111 тысяч штук – это машины, ввезенные для бесплатной растаможки, стоимость большинства из них не превышает 5000 долларов.
В целом это более-менее ожидаемо, поскольку наличие машины в семье сегодня зачастую является вопросом выживания. Люди на оккупированных территориях часто говорят о том, что не смогли выехать именно из-за отсутствия автомобиля, а немногочисленные перевозчики заламывают в этих регионах космические цены.
«Импортируется лишь необходимый минимум»
Многие покупатели отмечают, что выбор отдельных групп товаров сегодня существенно ограничен. В магазинах бытовой техники, игрушек, книг и т.д. складывается впечатление, что допродают то, что было завезено до войны, а новых поставок нет.
В этом есть своя логика: в условиях, когда семейные бюджеты ужаты до минимумов, довоенный выбор, наверное и не нужен. Все как всегда: спрос рождает предложение. И если спрос на посудомойки и «Лего» упал, то и поставка товаров вполне логично сокращается.
Экономист Владислав Банков констатирует: в условиях, когда люди покупают лишь самое необходимое, в страну импортируется лишь необходимый минимум, чтобы поддержать ассортимент.
С этим соглашается аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак и прогнозирует: к сожалению, розничные продажи не станут «подушкой безопасности» для украинский экономики.
- Даже большие торговые сети, которые специализируются на продаже различной техники, не смогут балансировать на достаточном уровне прибыльности за счет более-менее активных продаж пауэрбанков, телефонов или машинок для стрижки, - говорит эксперт. – Все же маржа при продаже крупной бытовой техники составляла до 50% прибыли магазинов.
По мнению Орыщака, те товары, которые по объективном причинам сегодня не покупают, уже в 2023 году окажутся в дефиците, поскольку новых поступлений не будет. При этом магазины могут позволить себе держать цены высокими даже при отсутствии спроса в последние месяцы. С падением покупательской способности населения будет падать и бизнес-активность: предприниматели будут распродавать остатки и ждать окончания войны.
Роскошь всегда в цене
Принято считать, что в войну спрос на предметы роскоши – шубы, дорогие автомобили, ювелирные украшения – падает чуть ли не до нуля.
- После начала войны украинские покупатели практически не покупают ювелирные украшения, дорогие продукты питания, новые квартиры, крупную бытовую технику, шубы, дорогие аксессуары, подарочные сервизы, - отметил в комментарии «КП в Украине» Максим Орыщак. - Это все избыточно, неликвидно, неактуально. Думаю, что золото и ювелирные украшения многие не только не покупают, но и наоборот, стараются продать. Инвесторы, возможно, возродят спрос на драгоценные металлы в стране уже осенью текущего года, а вот простые граждане в период острой нужды пытаются хоть как-то выжить. По этой же причине украинцы сократили потребление дорогих продуктов. Стагнирует рынок недвижимости, поскольку война – это и риск переезда, и риск разрушения жилья.
В то же время Владислав Банков считает, что все не так однозначно, и спрос на предметы роскоши присутствует всегда.
- Мы довольно специфическая страна, где существует целый класс людей, которые не зарабатывают деньги трудом, а получают вознаграждение за занятое место на разных «хлебных» должностях в государственной системе, - поясняет Банков. - Чего стоят одни покупки чиновниками лакшери-автомобилей в период льготной растаможки. И хотя эта каста относительно немногочисленна, бизнес должен удовлетворять и ее запросы.
В то же время, продолжает эксперт, безусловно, кризис, связанный с войной, сказывается и на данном сегменте. Так что ситуация аналогична положению вещей в других сферах – кто-то закроется, а кто-то сможет удержаться на плаву. И это нормальное положение вещей в такое время.
Слова эксперта подтверждает и статистика. Так, спрос на новые автомобили в Украине упал, по сравнению с прошлым годом, на две трети, но он все же есть: в июне в стране было зарегистрировано 2,9 тыс. новых легковых автомобилей. Лидером рынка первого летнего месяца 2022-го стала Toyota (456 автомобиля). Второе место – у Renault (327 штук), третье – у Volkswagen (263).
«Нам нужны вещи из прежней жизни»
Подводя итоги, можно сказать, что с покупкой вещей сегодня действительно все очень сложно, причем даже на уровне планирования покупок. Одни говорят, что вещи вообще перестали приносить радость, и чашка кофе в кафе может доставить гораздо больше удовольствия, чем новое платье. Другие признаются, что внезапно возникла острая потребность в товарах далеко не первой необходимости – дорогом парфюме, новом купальнике и пляжной сумке или, скажем, в винном столике. И отсутствие денег только усиливает жажду купить то, без чего вполне можно обходиться чуть ли не всю жизнь.
Моя подруга сейчас активно покупает картины по номерам и теперь рисует не только дома, но и в обеденный перерыв на работе – говорит, что так она снимает стресс.
А мама другой подруги в эвакуации почувствовала необходимость в вазочках с цветами. Выход нашла такой: делает «вазочки» самостоятельно (то есть оборачивает бумагой банки из-под томатной пасты или огурцов) и ставит в них мелкие полевые цветы или даже траву, которая растет во дворе ее нового дома.
- Сейчас все очень сложно даже с ответами на самые простые вопросы, - говорит психолог Марина Деркач. – С одной стороны, нам уже не нужен шопинг в качестве терапии, когда мы покупками поднимали себе настроение. С другой стороны, когда мир вокруг рушится, нам остро необходимы вещи, которые напоминают о прежней жизни и дают надежду, что еще не все потеряно. Это действительно может быть и любимый парфюм, и винный столик, и ароматические свечи, и декоративная косметика. Вазочка с цветами дарит утешение и успокоение, новый купальник и пляжная сумка – надежду на продолжение жизни и перемены к лучшему, а те же картины по номерам показывают, что человек снова готов начать жить.