Чем ближе к сенатским выборам в США, тем громче и чаще раздаются заявления из-за океана относительно более тщательного аудита оказанной Украине военной помощи.
«КП в Украине» расспросила военных экспертов, кто и как контролирует логистику военной помощи и так ли просто продать на теневом рынке оружия тот же Javelin или Himars.
Отслеживают каждую пулю
Западная военная помощь, поступающая в Украину, контролируется, и достаточно серьезно. Такой ответ «КП в Украине» услышала от всех опрошенных экспертов.
Все вооружение, которое мы получаем от партнеров, поставляется по логистическим линиям, которые отлажены ими же. Никакой самодеятельности!
– Все вооружение, которое мы получаем от партнеров, поставляется по логистическим линиям, которые отлажены ими же. Никакой самодеятельности! В Европе есть несколько логистических центров, которые в оперативном режиме поставляют и отслеживают, куда и какое вооружение идет, говорит в комментарии «КП в Украине» директор развития информационно-консалтинговой компании Defense Express Валерий Рябых.
В частности, еще в конце апреля был создан Международный координационный центр помощи, работающий на американской базе в Штутгарте. Его основная цель – разработка логистических операций по оперативной поставке оружия для ВСУ.
- В переоборудованном конференц-зале - размером чуть больше школьного баскетбольного зала - более сотни военнослужащих из 30 разных стран планируют, расписывают и отслеживают почти каждую западную пулю, направляющуюся в Украину… Их задача - доставить артиллерию, танки, истребители, боеприпасы и средства помощи, такие как каски, из сердца Европы на поле боя в Донбассе. В этом им помогает небольшая группа украинских офицеров-связистов, которые тоже находятся в комнате и в телефонном режиме работают с военными на линии фронта, - так описывало работу МКЦД авторитетное американское издание Foreign Policу.
В карман Himars не засунешь
В то же время эксперты допускают, что «исчезнуть» на войне может противотанковое или стрелковое оружие, а вот большие единицы вооружения хранят как зеницу ока. К тому же не стоит забывать о факторе блокады морских портов российскими оккупантами и закрытом авиапространстве над Украиной.
«Исчезнуть» на войне может противотанковое или стрелковое оружие, а вот большие единицы вооружения берегут как зеницу ока
– Начнем с того, что во время всех войн были прецеденты хищения оружия. И, например, ходят легенды, как в начале бесконтрольных 90-х из складов украинской армии нелегально распродавалось оружие. Поэтому заявления госпожи Спартц имеют определенную историческую подоплеку, но они не имеют ничего общего с реальностью.
Сегодня технически нелегально продать оружие нереально: «небо» и морские порты закрыты, автомобили тщательно проверяются, - говорит военный историк Роман Пономаренко. – Одно дело – перевезти через границу один или несколько Stinger или Javelin, а другое дело - РСЗО Himars или гаубицу М-777. К тому же все предоставляемое нам оружие - пронумеровано. И если, условно в Сирии или Иране, «выплывет» американский Stinger, то не составит труда определить, было ли это противотанковое оружие именно из «украинской партии».
По словам Валерия Рябых, у США, которые контролируют подавляющую часть рынков в мире, есть все возможности для того, чтобы отследить появление каких-то новых партий оружия. Соответственно, если бы где-то в недружественных странах появилось американское оружие, они бы быстро узнали об этом факте.
Контрабанда под обстрелы «Градами»?
Может ли та же Россия получить западное оружие, предоставляемое Украине для отражения военной агрессии РФ? Да, может. Но только в виде трофеев на поле боя.
– Не секрет, что россияне уже захватили десятки Stinger и Javelin. И после этого могут как-то ими распорядиться, - отмечает Роман Пономаренко.
А вот сознательную продажу западного оружия оккупантам эксперты исключают и объясняют почему.
Чтобы все западное оружие доходило на фронт, заинтересованы все: и военные, ведь от этого зависит их жизнь и здоровье, и власть, которая заинтересована в скорейшем окончании войны
– Сейчас ведь не относительно спокойные 2014-2015 годы, когда процветала контрабанда на линии разграничения и через КПК провозились разные товары. Сегодня идут активные боевые действия. Какая может быть контрабанда, когда стреляют «Грады» и артиллерия! Исключено! – заявляет политолог Владимир Фесенко. – В том, чтобы все западное оружие доходило на фронт, заинтересованы все: военные, защищающие страну, ведь от этого зависит их жизнь и здоровье, и власть, которая заинтересована в скорейшем окончании войны.
И чем больше будет оружия на фронте, тем быстрее может быть наша победа. Поэтому украинская сторона также заинтересована в том, чтобы все, что нам предоставляется в виде военной помощи, получали бойцы на передовой.
Между тем
Вашингтон уверен в Украине относительно аудита оружия
Американское правительство контролирует и уверено, что предоставленное Украине оружие попадает в нужные руки, нелегального обращения оружия нет. Об этом на недавнем онлайн-брифинге заявила заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Бонни Денис Дженкинс.
– Соединенные Штаты очень серьезно относятся к нашей ответственности по защите оборонных технологий американского происхождения, а также предотвращению утечки их в чужие руки или незаконному распространению, – сказала Дженкинс и добавила, что США активно сотрудничают с Украиной, «чтобы обеспечить контроль над помощью даже в условиях сложного конфликта, который мы видим, а также среды, в которой она действует».
Любое перемещение вооружения как в Украину, так и из Украины (для ремонта) очень внимательно отслеживается и контролируется как Украиной, так и международными партнерами
– Американская сторона уверена в том, что украинское правительство уделяет должное внимание охране и учету оборонного оборудования, предоставленного США, – резюмировала Денис Дженкинс.
О тщательном аудите полученной военной помощи заявил и советник министра обороны Юрий Сак.
– Любое перемещение вооружения как в Украину, так и из Украины (когда такое перемещение необходимо для ремонта) очень внимательно отслеживается и контролируется как Украиной, так и международными партнерами. Информация о том, что Украина становится крупным центром контрабанды оружия, не соответствует действительности, – цитирует слова Юрия Сака Financial Time.