Власти Украины призывают граждан эвакуироваться всеми доступными способами из Херсонской и Запорожской областей, чтобы ВСУ в ходе наступательной операции не подвергали опасности мирное население. Жители регионов вынуждены принимать трудное для себя решение: одни уезжают в никуда, другие – остаются.
Где взять деньги на выезд?
Как одно, так и другое решение вызывает если не раскол в украинском обществе, то серьезные дискуссии на тему «как поступить правильно?» С этой дилеммой очень хорошо знакомы жители Донецка и Луганска, теперь пришла очередь Херсона и Запорожья.
- Это мы уже проходили. Тех, кто останутся, наиболее резвые ура-патриоты причислят к коллаборантам и предателям. Те, кто уехал, станут «бегунами и трусами». Потом прозвучит сакраментальное «Там нормальных не осталось, все нормальные уже выехали», - делится воспоминаниями жительница Донецка, а затем и Херсона Мария Кроливец. – Я, дважды переселенка и уже беженка, помню это чувство отчаяния, когда не знаешь, как правильно – уезжать или оставаться.
Пожелания украинских властей херсонцы слышат, но задают вопрос – как? Волонтеры, вывозящие людей, работают в режиме строжайшей секретности, их найти можно только через интернет, да и то не сразу. Как будут искать их пожилые граждане, которые с интернетом на «вы»? На улицах в оккупированном городе не поспрашиваешь – назначат «пособником нацистов» и увезут в неизвестном направлении.
- Есть частные перевозчики, которые за 5000-6000 грн вывезут человека в Запорожье или в другой город на подконтрольной территории. Но такие деньги есть совсем не у многих. А если едет семья - это 15 000 грн на троих? За эти деньги можно месяц-два жить и теоретически дождаться освобождения, - размышляет Мария. – А если старики живут не в Херсоне, а в области, то за ними никакой перевозчик не поедет, потому что вывозят из Херсона и Каховки. То есть им придется добираться до центра и отсюда уже ехать. На такой вояж не все молодые-то согласятся…
Без паспорта РФ – отказ в работе
С разных сторон (особенно из безопасных в военном плане городов) доносятся упреки: «Вас просили выехать еще пять месяцев назад, почему вы не уехали?». На этот вопрос херсонец Василий Волков (имя изменено) с улыбкой говорит: «Сначала не верили, что нас захватят, теперь верим, что нас освободят! Кто-то же должен верить в ВСУ». Парировать эту идею обычно нечем.
Оставшиеся выживают как могут, но с каждым днем это сделать все труднее. Оккупанты превратили Херсон в гетто, оборвав практически все связи с Украиной и вынуждая жителей получать российские паспорта. Без них, говорят жители, им отказывают в приеме на работу, приеме документов, а вскоре могут разворачивать вспять в больницах и в школах. Мобильная связь – российского оператора, банки – российские, и что со всем этим делать – горожане не знают.
- Каждый день взрывы, стрельба. На каждой улице можно встретить автоматчиков, патрули, военную технику. Был курортный город, стал военный. Подавляющее большинство прохожих – старики, молодежь боится лишний раз выйти на улицу. Старики растеряны, не знают, что делать, - описывает ситуацию Волков. – Конечно, они идут на все условия оккупантов, чтобы банально выжить.
Государство Украина не бросило своих граждан и продолжает начислять им пенсии и пособия на банковские карты. Но обналичить их в Херсоне негде – банкоматы не работают. Конечно, уже появились «обнальщики», которые за 10% от суммы готовы немедленно выдать наличность, но это слишком большой процент для небольших пенсий и совсем маленьких пособий.
Тут снова бывшая дончанка не может сдержать эмоций: в 2014 году жители оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, чтобы получить свои законные выплаты, должны были мало того что выехать из оккупации, но еще и пройти ад постановки на учет как внутренне перемещенные лица…
Не проехать
Херсонцы в сетях делятся секретами выезда из Херсона на своих автомобилях. Говорят, самый актуальный и легальный маршрут на сегодня – через Васильевку.
- Для выезда нужны оригиналы паспортов и другие документы, отсутствие военных и патриотических татуировок, «чистые» телефоны, отсутствие подозрительных вещей. Также – документы на машину или оформленная доверенность/гендоверенность. Просто по техпасорту больше не выпускают, - пишут жители. – За Васильевкой грунтовка, после дождя там не проехать. Поэтому лучше развернуться, если пошел дождь, и переждать, пока все высохнет.
Людей убеждают выезжать и из других регионов: на подконтрольной территории много фондов социальной поддержки, все работает, люди получают помощь, находят работу. В их хоре тонут голоса тех, кому не повезло, кто столкнулся с непониманием, грубостью, предвзятостью – все то, что было с донецкими и луганскими жителями, спасавшимися от войны в 2014-м.
- У меня маленький ребенок, и нет 200 долларов, чтобы нас кто-то вывез хотя бы в Запорожье. Я не представляю, что мне там делать и на что жить. И ехать в Запорожье три дня – с младенцем это просто невозможно, - жалуется молодая мама Ирина. – В Херсоне у меня есть возможность работать бухгалтером в детском саду, но там потребовали российский паспорт. Придется его взять, а потом после освобождения я его с чистой совестью выкину.
Похоже на агонию
С другой стороны, Херсон настолько активно сопротивляется оккупации, что о каком-то спокойствии люди уже забыли. Горят армейские склады врага с боекомплектами, пункты дислокации. Это работа и ВСУ, и херсонских партизан. От патриотических надписей на зданиях они перешли к действиям, но последнее слово останется за украинской армией, которая и предупреждает жителей о возможном ущербе в результате контрнаступления.
В Мелитополе оккупанты «услышали» предупреждение и… разместили военную технику в жилых кварталах – местные жители говорят о базе ФСБ у стен бывшего ПТУ №24 на бульваре 30-летия Победы, в метровой близости к густонаселенному жилому сектору. Военная техника стоит на заводе «Рефма», в садах Филибера в самом центре Мелитополя и под мостом, ведущим на Новый Мелитополь.
Среди населения идет натуральное запугивание: оккупанты угрожают всем и по любому поводу.
- Проводят постоянно телефонные опросы на тему, рады мы или не рады приходу «освободителей». Мы, конечно, трубки сразу бросаем, но кто знает, какую они там себе пометку ставят. Родителей заставляют детей в школы записывать и по новой программе учиться. Про паспорта молчу… Еще не выдают тела умерших из морга, требуют, чтобы свидетельство о смерти было российского образца. Мобильная связь сплошь российская, надо карты покупать. Газа в домах нет, перебиты трубы, и никто не ремонтирует. О том, что постоянно проверяют документы, заходят в дома с обысками, людей забирают – это уже реалии нашого дня. Похоже на агонию! - подытоживает житель Мелитополя Юрий Красильников (имя изменено).
Красивейший регион Украины превращается в унылое пустое место. Жители говорят, что готовы подождать освобождения, чтобы потом восстановить былую красоту. Пока же, говорят мелитопольцы, оккупанты стараются максимально разрушить все, что видят, и по полной запугать людей, чтобы и думать не могли о сопротивлении. Но, кажется, у Вооруженных сил Украины другие планы…