Жители «рая для невест» села Волоки: Ждем нашей победы и готовимся к свадебному буму

Несмотря на сложное время, здесь продолжают шить наряды к торжествам, но с одной оговоркой – «в Россию не продаем».

foursquare.com

Карантин и военное положение подкосили свадебный бизнес села Волоки на Буковине. Впрочем, мастера по пошиву платьев для невест уверены – все наладится. Осталось дождаться победы.

Начинали с бутоньерок

Небольшая Волока в Черновицкой области, где проживают всего чуть больше 3 тысяч человек, находится почти на границе с Румынией. С автовокзала в Черновцах в село каждый час курсируют автобусы. В одном из них занимаем место у окна, передаем водителю деньги за проезд.

- Вы в Волоку? Значит, за свадебным платьем, - улыбается водитель.

Пассажиров в маршрутке немного, можно и поговорить.

- У них там рай для невест, - поддакивает один из пассажиров.

– Я и сама замуж выходила в платье местных мастериц, - присоединяется к разговору женщина, сидящая у прохода. - Уже почти 40 лет прошло, а помню - будто вчера (смеется. – Авт.).

Люди в автобусе оживленно рассказывают байки о Волоке и ее жителях. И единодушны в одном - в Волоке живут мастера свадебного дела.

Действительно, в этом буковинском селе почти каждая семья занимается пошивом свадебных платьев. Более того, наряды успешно продаются не только в украинских магазинах, но и в салонах по всему миру. А началась свадебная история Волоки еще в середине XX века. Местные жители до сих пор вспоминают свою односельчанку Брандушу Попович. Говорят, именно она первой начала мастерить свадебные веночки и бутоньерки. И успешно продавала свой товар на рынках в Черновцах. Постепенно к такому свадебному бизнесу присоединились и другие жители Волоки.

- И бутоньерки с веночками вязали, и свадебные свечи крутили, - рассказывает «КП в Украине» местная жительница Мария Гарасим. - Позднее та же Брандуша Попович сшила несколько свадебных платьев, которые быстро продала. А так как в те времена дефицита кроить умела почти каждая женщина, то шить платья на продажу начали и другие. Кстати, такой бизнес помог выжить многим волочанам в голодные 90-е. Помню, шили-вышивали по вечерам, после работы в местном колхозе. И часто при свечах, потому что электричество тогда отключали.

Боятся конкуренции

Свадебный бизнес изменил Волоку. Тут, в отличие от других украинских сел, нет стареньких «шевченковских» хат или ветхих заборов. Шикарные особняки с видеонаблюдением, высокие каменные или кованые изгороди, дорогие автомобили на улицах – это современная Волока. И гордость местных жителей: по-европейски качественно заасфальтированная центральная дорога, по которой машина тихо шуршит и плавно едет. На ремонт главной трассы села волочанские бизнесмены денег не пожалели, скинулись почти всей деревней.

Еще в Волоке на несколько тысяч жителей есть рестораны, несколько салонов красоты, аптек, пекарни и кондитерские, футбольные поля с искусственным покрытием… И на каждом шагу – магазины со свадебной фурнитурой и тканями из Европы и Азии или с уже готовыми платьями, сшитыми местными мастерицами. Также есть несколько цехов, где и шьют такие наряды. Хотя на самом деле в селе зарегистрировано около 300 частных предприятий, специализирующихся на пошиве свадебных платьев для Украины и заграницы.

Правда, о работе и бизнесе здесь почти не говорят. Тем более с приезжими. Могут даже заявить, что плохо понимают украинский язык. Лукавят, конечно же, хотя в Волоке разговаривают на непривычной нашему уху смеси румынского, украинского и русского.

На самом деле волочанские бизнесмены боятся конкуренции.

- Мы ездим на специализированные выставки за границу, следим за новинками в свадебной индустрии, а некоторым проще скопировать наши наработки, сшить полсотни одинаковых платьев и собрать деньги, - рассказали нам на одном из предприятий.

Большие партии свадебных и вечерних платьев шьют как раз в цехах. Здесь работают в основном приезжие портнихи, некоторые добираются на работу в село даже из Черновцов. Местные говорят, что зарплата зависит от мастерства швеи, но не менее 20 тысяч гривен. А платья покупают оптовики, которые потом перепродают их по свадебным салонам и на рынках.

Меньшее количество платьев (до 20 штук) отшивают частные предприниматели. Над нарядами работают семьями. И летом здесь горячая пора – свадебный сезон в разгаре!

- Каждый волочанин умеет пользоваться швейной машинкой, – смеется местный житель и бизнесмен Михаил. – И к делу приучаем наших детей.

«В Россию не продаем!»

Наиболее интересны индивидуальные заказы от клиентов. Такие платья, с ручной вышивкой, кружевом, украшенные кристаллами Сваровски или жемчугом, обычно шьют дома. Стоимость наряда стартует от нескольких тысяч долларов.

- А какие платья в тренде в этом году? – спрашиваем Михаила.

- Все чаще заказывают наряды с этническими мотивами, вышивкой, орнаментом, – отвечает портной. – Также всегда в моде классика. К примеру, в Европу и США берут платья без чрезмерной вычурности, элегантные. В Эмираты и в ту сторону (азиатские страны. – Авт.) отправляем совершенно другой товар: побольше блесток, Сваровски, длинные шлейфы. Украинки любят пышные платья, хотя в последние годы все больше выбирают скромное кружево. Покупали у нас платья и клиенты из России. Но после 2014 года я перестал с ними сотрудничать.

По секрету Михаил рассказывает, что даже после событий 8-летней давности российский рынок был одним из самых интересных для волочан. Но в этом году все изменилось...

- В Россию не продаем, – коротко отвечает.

В связи с войной и ковидным карантином волочанский свадебный бизнес заметно просел.

- В карантин нам трудно пришлось, - жалуется нам Михаил. – Заказов почти не было. Торжества отменяли или отмечали в небольшом кругу самых близких. Не до нарядов тогда было. Признаюсь, за два года в нашем селе закрылись десятки предприятий. Говорят – половина, думаю, что меньше, но действительно заметно. Некоторые частники (предприниматели. – Авт.) уехали за границу на заработки.  Думали, «корона» отступит - и все возродится. Ан нет, пришла беда еще страшнее. Сейчас цеха частично законсервированы, но готовы открыться в любой момент. Мы верим в нашу скорую победу и ждем после нее свадебного бума.