Сегодня все меняется так быстро, что за всем уследить невозможно, даже если регулярно мониторить новости. К тому же у пожилых людей нет не только навыка постоянно сидеть в Сети, но, зачастую, и возможностей.
Как оформить перерасчет пенсии, продолжатся ли выплаты пенсий беженцам и тем, кто находится в оккупации, куда обращаться, если что-то пошло не так? Мы собрали ответы на самые актуальные «пенсионные вопросы».
1.Как оформить назначение или перерасчет пенсии в военное время?
После начала войны Пенсионный фонд ввел экстерриториальный принцип обслуживания граждан. Это означает, что клиенты могут обращаться в органы ПФУ в регионах, где они находятся, независимо от места регистрации, в том числе и для перерасчета пенсионных выплат.
Заявление о назначении/перерасчете пенсии вместе с необходимыми документами можно подать в любой сервисный центр Пенсионного фонда независимо от места жительства.
Также заявление о назначении пенсии, ее перерасчете и необходимые документы можно подать в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП) через веб-портал электронных услуг Фонда.
КЭП можно получить в любом отделении «Укрсиббанка», «ПриватБанка», НБУ, а также в приложении «Дія».
2. Как получить деньги по новому адресу?
Регистрируясь на получение пенсии, пенсионер выбирает способ получения выплат от государства – через «Укрпочту» либо банк. Но в любой момент этот способ можно изменить, что особенно актуально для украинцев, которые из-за войны были вынуждены покинуть свои дома и переехать в более безопасное место. Об этом 5 июля напомнил Пенсионный фонд Украины на своей странице в Facebook.
Пенсионеры, которые ранее получали деньги через почту и переехали, могут получать пенсии по новому месту пребывания через платежную систему «Быстрая копейка» АО «Ощадбанк» или через внутренние переводы АО «Укрпочта».
3. Продолжат ли выплату пенсий украинцам, которые выехали за границу?
Немало украинских пенсионеров из-за войны выехали за границу. И к стрессу, связанному с переменой места жительства, постоянно добавляется стресс от негативных слухов. Например, по поводу того, что пенсионерам за рубежом прекратят выплату пенсий.
Все эти слухи не имеют оснований: пенсионерам, которые выехали на временное проживание за границу, выплата пенсий в Украине не прекратится. Об этом сообщили в ПФУ в ответ на запрос «Укринформа».
«В случае выезда пенсионера на временное проживание за границу выплата пенсии в Украине по этой причине не прекращается. Учет выезжающих за границу пенсионеров органами ПФУ не осуществляется», - отметили в ПФУ.
4. Что делать, если человек достиг пенсионного возраста за границей?
Если человек достигает пенсионного возраста, находясь за границей, назначение пенсии происходит согласно ст. 44 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» независимо от места жительства. Украинцы также вправе обратиться за назначением пенсии в любой момент после возникновения права на пенсию. (см. п. 10)
При этом если заявление о назначении пенсии по возрасту будет подано в течение трех месяцев со дня достижения лицом пенсионного возраста, пенсия будет назначена со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста.
Если человек, имеющий право на пенсию, является пользователем квалифицированной электронной подписи или электронной системы BankID, он может подать заявление на назначение пенсии онлайн. К электронному заявлению нужно будет прикрепить скан-копии документов.
5. Продолжат ли получать пенсии жители оккупированных территорий?
Соцвыплаты на оккупированных территориях сохранятся: Украина продолжает делать все возможное, чтобы обеспечить их выплату.
6. Что делать, если пенсия не пришла?
С такими вопросами нередко обращаются в ПФУ пенсионеры, которые получают свои выплаты через «Укрпочту», поскольку на карты деньги приходят вовремя и в полном объеме.
В ПФУ отмечают, что такие случаи могут быть связаны с военными действиями, но уточнять информацию все же нужно в контакт-центре «Укрпочты» 0 800 300 545.
7. Что происходит с пенсией, которую человек не смог получить?
Если пенсионер, который получает пенсию, например, через почту, не получил деньги в текущем месяце, они зачисляются на следующий месяц. То есть в любом случае неполученные средства за текущий месяц будут включены в выплатные документы следующего выплатного периода.
Если пенсию не получали в течение 6 месяцев подряд, ее выплата будет приостановлена. Для возобновления выплат пенсионеру нужно будет обратиться в Пенсионный фонд.
8. Кому в условиях военного положения могут сократить пенсию?
Чиновники из Минсоцполитики и ПФУ постоянно рапортуют о росте пенсионных выплат, а вот об их снижении говорят неохотно. Тем не менее, как стало известно СМИ, во время войны пенсии некоторых пенсионеров могут оказаться ниже. В частности, речь идет о тех, кто платит добровольные пенсионные взносы в накопительные фонды.
Причина связана с ростом инфляции после начала войны, которая, согласно прогнозам, может составить 30 и более процентов.
9. Кто из пенсионеров может претендовать на денежную помощь от ООН?
На выплаты от ООН могут претендовать четыре категории пенсионеров:
- Все внутренне перемещенные лица, которые находятся в базе. То есть лица, которые зарегистрированы по новому месту жительства и о которых известно соответствующим органам.
- Лица, проживавшие на территориях, которые были во временной оккупации, а сейчас снова контролируются Украиной.
- Лица, проживающие на территории боевых действий или недалеко от них.
- Лица, независимо от места жительства, имеющие статус многодетных родителей, родители-одиночки, люди с инвалидностью, лица, получающие помощь для малообеспеченных семей.
Заявку можно подать через приложение «єДопомога», а сформировать ее помогут в любом отделении «ПриватБанка». Выплата придет на указанную заявителем карту «Привата». Также это может быть Digital-карта, которую можно заказать в приложении.
Размер пособия составляет 2200 гривен и будет выплачиваться в течение трех месяцев. То есть суммарно размер помощи составит 6600 грн.
10. Куда обращаться по всем вопросам?
Отметим сразу, что гладко все у ПФУ получается, в основном, на бумаге, а в реальной жизни у пенсионеров возникают проблемы как с оформлением и подачей документов, так и с получением денег.
По всем возникшим вопросам нужно в индивидуальном порядке обращаться за консультацией на горячую линию контакт-центра Пенсионного фонда Украины:
0-800-503-753, 044-281-08-70, 044-281-08-71.
Также в ПФУ предлагают перечень сервисных центров ПФУ (нужно перейти по ссылке), в которые можно обратиться для решения всех пенсионных вопросов.