Анатолий Захаренко, которого обвиняют в убийстве семерых человек на пруду в мае 2020 года, объявил голодовку и требует смены меры пресечения на домашний арест.
Больное сердце
Идет третий год судебных заседаний по делу об убийстве семерых бойцов АТО на пруду в Новоселице Житомирской области. Обвиняемому в массовом расстреле, 60-летнему Анатолию Захаренко, грозит пожизненное заключение или, если судьи будут "мягкими", 15 лет лишения свободы. Все это время решения суда он ждет в СИЗО.
Анатолий Захаренко – сердечник. У него есть инвалидность – на эту пенсию и жил. Еще до трагедии жители села Новоселица Житомирской области, где он проживал, собирали деньги ему на операцию. В СИЗО ему стало хуже – в связи с состоянием здоровья он требует пересмотреть меру пресечения и заменить содержание под стражей на домашний арест.
- В медучреждении при СИЗО нет возможности пройти обследование и нет нужных лекарств, - объясняет «КП в Украине» один из адвокатов Анатолия Захаренко Андрей Шкварко. – Жена с сыном передают таблетки, в медучреждении подыскивают их аналоги, но они Анатолию Петровичу не подходят. По какому принципу заменяют лекарства - мне непонятно. А дома он мог бы получить доступ к обследованиям и смог бы сам покупать те лекарства, которые бы действительно улучшили его состояние здоровья. Сами понимаете, когда человек в СИЗО - он не двигается должным образом, а для сердечника закрытое помещение и отсутствие движения – почти приговор.
Согласны взять на поруки
Несколько дней назад Анатолий Захаренко решил объявить голодовку. Реакции администрации учреждения на его протест еще нет.
- Он выступает против того, что ему не предоставляют надлежащее лечение, - продолжает адвокат обвиняемого. – Подает ходатайства в медучреждение и в СИЗО, но суд не реагирует и не принимает желаемого для него решения. Я не совсем поддерживаю способ, который предпочел Анатолий Петрович, но это его выбор, и он так решил.
Адвокат считает, что к делу нужно подойти глобально, начиная с доказательств, что в мае 2020 года на пруду в Новоселице Анатолия Захаренко фактически вынудили стрелять.
- Нужно учесть, что он действовал под давлением, не вынося за скобки и то, в какой ситуации все это произошло, - считает Андрей Шкварко. - Только после этого мы можем добиваться освобождения из-под стражи.
За то, чтобы «житомирского стрелка» отпустили под домашний арест, выступают и некоторые жители села Новоселица. Перед началом последнего судебного заседания такие ходатайства подали 24 человека, которые согласны взять его на поруки.
- Есть подписи, есть желание односельчан поручиться за Анатолия Петровича. Они с пониманием относятся к случившемуся, - отмечает адвокат Анатолия Захаренко.
Интересно, что сразу после громкого происшествия жители Новоселицы Анатолия не жалели. Тогда проблемами с сердцем их трудно было разжалобить. По словам местных, соседом он был незавидным.
Местные против
Да и сегодня многие в селе напуганы слухами о том, что кто-то собирается взять Анатолия Захаренко на поруки и он может вернуться.
- Как начали об этом говорить, я сразу побежала в сельсовет, - рассказывает «КП в Украине» одна из местных жительниц. – Говорю голове: «Саша, скажи мне честно, это правда»? Он: «Андреевна, я первый раз такое слышу!» Ну вы подумайте, как он может вернуться?! Пожизненное за убийство двух-трех человек дают, а он семерых ветеранов лишил жизни, которые сейчас бы воевали…
Сочувствия к «стрелку», вопреки словам адвоката, в селе не испытывают.
- Господи, да если бы нормальный человек был, а это убийца, который расстрелял людей, - продолжает наша собеседница. - Должно быть стыдно даже такое говорить – сердце у него…
Но все же в селе нашлись поручители… Говорят, что это друзья Анатолия Захаренко.
Голодовка, объявленная Анатолием Захаренко, жителей Новоселицы тоже не впечатлила.
- Да пусть голодает, пусть хоть сдохнет! Он за себя очень боится, а в Мариуполе, вон, люди пили воду из батарей, - негодует одна из местных жительниц. – Его бы приковать, и пусть бы там сидел. Даже говорить за такую гадость не хочу, тем более – война. Я не хочу даже слушать об этом!
Сын «стрелка» с ним не общается
Сын Анатолия Захаренко Алексей женился, живет в Киеве. С отцом не общается.
- К нему не пускают никого, все через адвоката. Не знаю, что там происходит – ничего не могу вам сказать по этому поводу, - ответил «КП в Украине» Алексей Захаренко.
В селе остается жить супруга Анатолия Ольга с внучкой от своего среднего сына. Вот ее жители села жалеют.
Самого Анатолия, если бы не регулярные слухи, что его могут выпустить, в селе бы и не вспоминали. Говорят – забыли сразу же, как его забрали. И надеются, что все-таки в Новоселице его больше не увидят.
– Если не дай бог его соберутся выпускать, конечно, мы будем обращаться, чтобы его держали под стражей. Не представляю, кто его возьмет на поруки?! Да его тут расстреляют! Он тут переживет инфаркт. Думаю, он будет бояться ехать домой… - говорит Мария.
Как это было
21 мая 2020 года на пруды на хуторе Краснянка за селом Новоселица в Житомирской области приехали из Киева восемь знакомых арендатора водоема. Среди них – бывшие участники ООС, военнослужащие Нацгвардии и волонтеры. С Анатолием Захаренко они были в приятельских отношениях – общались больше десяти лет.
В ночь на 22 мая арендатор водоема расстрелял семерых из своих гостей, приехавших отдохнуть, восьмому удалось спастись. Выживший сумел добраться до села и вызвал полицию. На месте нашли охотничье ружье ИЖ-58, которое принадлежало арендатору – Анатолию Захаренко. Одной из главных причин преступления полиция называла вымогательство. Захаренко накануне «сдал» полиции сотрудника правоохранительных органов, который якобы требовал дань за пользование прудом. Из-за этого могли начаться разборки с приехавшими.