Замминистра юстиции Ирина Мудра рассказала подробности того, как будут блокировать активы РФ из-за нападения на Украину. В интервью "Корреспонденту" она отметила, что Украина взяла за прототип компенсационный механизм ирако-кувейтской войны.
- В своей работе эксперты и члены соответствующих рабочих групп исследуют практику рассмотрения международными судами и компенсационными комиссиями жалоб и заявлений о возмещении ущерба. Как правило, это практика международного суда ООН, инвестиционных арбитражей и компенсационной комиссии ООН, созданной Совбезом ООН после семимесячной оккупации Кувейта и поражения от войск США в Ираке при режиме Саддама Хусейна в войне в Персидском заливе.
И последний пример может оказаться наиболее иллюстративным при решении вопроса получения компенсаций Украиной от Российской Федерации.
Поэтому наша вторая рабочая группа, созданная указом президента, приняла за прототип компенсационный механизм ирако-кувейтской войны. И на его базе разрабатывает наш украинско-российский компенсационный механизм, - сказала Мудра.
В то же время она отметила, что кувейтский кейс прекрасно ложился бы в нашу структуру, но есть одно «но». Кувейтский механизм был создан Совбезом ООН, в котором РФ как постоянный представитель имеет право вето. Поэтому Совбез является нерабочим органом по отношению к России.
- Если лишить Россию права вето, допустим, невозможно, то мы должны сделать что-нибудь другое. И, в принципе, есть вариант, как это сделать. Ключевая идея нашей концепции международного механизма предусматривает международный договор о создании механизма возмещения ущерба, нанесенного российской агрессией. Это договор, к которому могут присоединяться желающие страны. В нашем понимании в первую очередь это должны быть такие стратегические партнеры, на территории которых находится львиная доля замороженных активов РФ. Это такие страны, как США, Великобритания, Франция, Германия, возможно, все страны G7, страны Евросоюза, - сказала она.
Договором будет создаваться постоянно действующая комиссия по рассмотрению исков или заявлений о компенсации ущерба. Кроме того, настоящий договор будет предусматривать обязательства государств-участников такого договора по блокированию, конфискациям и передаче таких российских активов, находящихся в их юрисдикции, в компенсационный фонд. Это будет особый фонд активов РФ. Договор будет предусматривать упрощенный механизм принудительного исполнения решения комиссии, в случае если средств Фонда будет недостаточно или по каким-то другим причинам Фонд не будет функционировать.
Для оценки ущерба, нанесенного Россией, привлекли международных специалистов. Выводы только украинских экспертов могут восприниматься как необъективные и ангажированные.
Иски к России, которые Украина будет закладывать в свою концепцию, можно разделить на несколько категорий:
- кому пришлось покинуть Украину при вторжении Российской Федерации;
- заявление о серьезных телесных повреждениях, смерти ближайшего члена семьи;
- индивидуальное заявление на сумму менее 100 тысяч долларов для разного вида ущерба;
- индивидуальные заявления на сумму свыше 100 тысяч долларов;
- заявления корпораций или частных юридических лиц и предприятий государственного сектора;
- заявления, поданные правительством Украины и международными организациями;
- территориальные общины.
Арестованные активы РФ за рубежом не могут использоваться для компенсаций, так как покрыты суверенным иммунитетом. Обращение к ЕСПЧ усложнено, учитывая денонсацию Российской Федерацией конвенции о защите прав человека и исключении из Совета Европы. Европейский суд по правам человека будет иметь юрисдикцию по рассмотрению споров по событиям, которые будут иметь место только до 16 сентября 2022 года. Другой путь, по которому может пойти бизнес, это инвестиционный арбитраж.
- Он на первый взгляд кажется эффективным с учетом предыдущих крымских дел украинских частных инвесторов. Но хотя первые кейсы начаты были в 2014 году, по состоянию на сегодняшний день ни одного решения выполнить пока не удалось, - отметила Мудра.
Замминистра юстиции признала, что действующая система международного права пока не может адекватно отреагировать на вызов, когда одна страна незаконно оккупирует другую.