…Они могут быть милыми соседями, которые помогут починить кран в ванной. Или коллегами, умеющими красиво говорить тосты на корпоративах. Это может быть приятный водитель такси, пожилой мужчина на лавочке в парке, молодой веселый айтишник с ноутбуком, а может даже женщина в самом расцвете лет – интересная, немногословная, загадочная…
Они настолько свои, так гармонично вписываются в окружающий мир, что никогда и никогда не сможет представить, что эти люди – военные преступники.
В кладовых их памяти надежно похоронены убийства, насилие, мародерство и грабежи, участие в пытках и казнях. Возможно, они даже слегка подзабыли об этом. Да и жертвы уже ничего не расскажут, потому что лежат в наспех вырытых могилах в Мариуполе, Буче, Гостомеле, Ирпене, или вообще не найдены... Но эти милые соседи и коллеги в феврале 2022-го были озверевшими российскими нацистами, убивающими украинцев просто потому, что те – украинцы.
Но за их головами уже идет охота. И пусть не сразу, и даже не через год, но они будут найдены и наказаны. Не верите? Посмотрим.
В портфолио – более 100 дел
В Украине начинает работу группа «охотников за нацистами» из США, которую возглавит легендарный Эли Розенбаум. Широкой публике он не очень известен, зато его имя хорошо знают бывшие охранники концлагерей Второй мировой войны, офицеры СС, гитлеровцы-убийцы мирных граждан…
Именно Розенбаум почти полвека вытаскивал благообразных 90-летних американских и аргентинских дедушек из их теплых постелей в зал суда, где предъявлял неопровержимые доказательства их страшного прошлого. Публика шумела: «Оставьте стариков в покое!»
Что ж. Тогда в ход шли кадры печей Освенцима и фотографии расстрельных ям по всей Европе.
Президент с нацистским прошлым
Шли годы, и офицеры рейха вместе с лагерными надзирателями закончились – умерли от старости и болезней. Казалось конец охоте… Но сегодня мир заполонили новые преступники - преступники Путина.
Увы, легендарному охотнику, опять есть работа. Генеральный прокурор США Меррик Гарланд предложил Эли Розенбауму возглавить группу, которая поможет украинским властям расследовать военные преступления российско-украинской войны.
Розенбаум 36 лет проработал в министерстве юстиции, прошел путь от стажера до главы Управления специальных расследований и в его портфолио – более сотни дел по лишению гражданства и депортации нацистов. Одно из самых крупных – это вскрытие нацистского прошлого бывшего Генсекретаря ООН австрийца Курта Вальдхайма, избранного на этот пост в 1971 году и переизбранного через пять лет.
В 1986-м Вальдхайм баллотировался на пост президента Австрии и все шло очень неплохо, пока в дело не вмешались Эли Розенбаум и американский историй Роберт Эдвин Герцштейн.
Они обнародовали документы, что во время Второй мировой войны уважаемый герр Вальдхайм был офицером немецкого вермахта, служил в Греции и Югославии. И по некоторым данным, был причастен к расправе в Козаре в 1942 году, где были расстреляны десять тысяч сербских беженцев и местных жителей этой части Югославии. По этой причине власти страны требовали выдачи Вальдхайма по обвинению в убийства мирного населения.
Тут история делает кульбит, потому что сначала в Австрии разгорелся страшный скандал – а потом Курт Вальдхайм все равно был избран президентом Австрии. Отношения со многими странами у Австрии резко ухудшились. Так, США и несколько европейских государств отказали ему в визитах, а Израиль вообще отозвал из Австрии своего посла. Зато в СССР к Вальдхайму относились с таким уважением, что даже перевели на русский язык две его книги - «Единственная в мире должность» и «Австрийский путь». И на скандал не отреагировали.
Розенбауму это расследование не принесло особой радости. Непримиримая позиция против Вальдхайма рассорила его с тогдашним самым главным «охотником за нацистами» и его негласным кумиром Симоном Визенталем, который настаивал на невиновности Вальдхайма в любых преступлениях против человечности или соучастии в любых незаконных военных действиях.
Подпись Лилейкиса
В 1983 году в руки Розенбаума попало дело Александраса Лилейкиса. Он был начальником литовской полиции безопасности Вильнюсской губернии во время нацистской оккупации в 1941 году, а с 50-х годов скромно жил в штате Массачусетс и никак себя не проявлял.
Увы, из 60 тысяч евреев Вильнюса только 5 тысяч смогли вообще жить после войны, остальные не без участия Лилейкиса отправились в могилу. Сотни людей были вывезены в Панеряй, деревню за пределами Вильнюса, где их раздели до одежды, построили в ямах и расстреляли.
Эли Розенбаум нашел Лилейкиса в 1994-м. Палачу было уже 76, он мирно жил в США, имел американское гражданство и даже немного работал на ЦРУ, которое… прекрасно знало о его нацистском прошлом! И даже попыталось помешать расследованию.
Розенбаум предъявил Лилейкису документ, по которому минимум 52 еврея были отправлены на расстрел в Паняряй. Хотя имя Лилейкиса и было напечатано внизу страницы, но его подписи на приказе не было. Да и старик Лилейкис все отрицал, повторяя: «Покажи мне что-нибудь, что я подписал».
Розенбаум обратился в СССР с просьбой выслать документы по делу Лилейкиса, но получил в ответ холодное молчание – и расследование остановилось.
Десять лет спустя, в 1993 году, старший историк-расследователь Управления специальных раследований получил доступ к архивам Литвы. Просматривая документы из Лукишкской тюрьмы в Вильнюсе, он нашел то, на что они надеялись: десятки приказов – отправка евреев в тюрьму, в трудовые лагеря, передача их отрядам убийц — и все подписаны Александрасом Лилейкисом.
Потом все было быстро: Розенбаум, который уже был главным замдиректора Управления, вместе с подручными легко выиграли суд. Лилейкис был лишен гражданства и покинул страну, чтобы не столкнуться с обвинениями в депортации. В Литве его судили за геноцид, но власти затянули дело, пока 93-летний Лилейкис не умер в больнице.
Как рассказывает издание Harvard Law Today, среди тех, кого Лилейкис отправил на смерть, были 6-летняя девочка Фрума Каплан и ее мать Гита. Розенбаум проследил весь их путь – от тюрьмы до места казни. И узнал, что в еврейском гетто в Вильнюсе родители пели детям колыбельную со словами: «Все дороги ведут в Паняряй, но нет дорог обратно»...
Инженер из концлагеря
Еще одна известная история «охотника за нацистами» Эли Розенбаума связана с американской ракетной программой «Першинг». Казалось бы, ну при чем тут нацисты?
Однажды Розенбаум изучал отчет о принудительных работах на подземном ракетном заводе «Фау-2» в концлагере «Дора-Миттельбау» во время войны. Руководил работами некто Артур Рудольф. Инженер-надзиратель не церемонился с рабочей силой: как поведали документы, всех неугодных или слабосильных Рудольф массово отправлял в газовые камеры. Еще и требовал, чтобы другие заключенные наблюдали за медленным удушением своих «коллег».
Интересным Розенбауму показалось то, что он знал об одном человеке с именем Артур Рудольф. Это инженер-ракетчик, руководивший производством на заводе, который приехал в США вместе с другими немецкими и австрийскими учеными. В NASA Рудольф руководил проектом ракеты «Сатурн-5» и ракетной программой «Першинг».
Прошло много времени, прежде чем Эли Розенбаум добрался до Национального архива и нашел подтверждающие документы, что надзиратель концлагеря и уважаемый инженер – один и тот же человек.
Артура Рудольфа «охотник за нацистами» нашел, когда тот уже был на пенсии. Неизвестно, какие конкретно доводы привел Розенбаум, но в считанные дни Рудольф отказался от американского гражданства и уехал в Германию.
«Выжившие, которые построили здесь новые дома, не должны встречаться со своими бывшими мучителями в супермаркетах», — скупо прокомментировал Розенбаум этот случай. Он также остался разочарован: Рудольфа не осудили в его родной стране.
- Кажется неправильным, что мы выбрасываем людей из нашей страны, потому что у них нет нужных документов? Но почему мы позволяем людям, совершившим преступления против человечности, жить в наших границах под вымышленными именами и вымышленными паспортами? – любит повторять «охотник за нацистами».
В Украине уже расследуется более 16 тысяч уголовных дел против российских военнослужащих. Среди подозреваемых – высокопоставленные чиновники, политики и военные, медийные персоны. По словам Генпрокурора Украины Ирины Венедиктовой, сейчас они находятся в России, поэтому к ним будет применяться специальный механизм заочных расследований.
Работы у «охотника за нацистами» Эли Розенбаума теперь будет больше. Его жертвы достаточно молоды, чтобы скрыться от правосудия за почтенным возрастом или за границей. Есть подозрение, что карт-бланш Розенбауму на их отлов и наказание выпишет если не весь мир, то большая его часть.