Ежедневно в Украину въезжает порядка 230 бензовозов. Это помогло несколько остудить накал на топливном рынке и преодолеть пиковый майский кризис, но, тем не менее, топлива все равно пока не хватает.
Эксперты поясняют: сегодня абсолютно все топливо приходит в Украину из Европы. И если до войны Украина импортировала через границы с Польшей, Венгрией, Словакией, Румынией всего 5% горючего, то сейчас по этим путям идет всё.
Например, как отмечают во всеукраинской сети АЗК UPG, все без исключения топливо, реализуемое этой сетью, соответствует стандарту Евро-5 и поставляется из Европы. В компании добавляют, что сеть UPG стабильна в ценовой политике и имеет самые лучшие цены на рынке.
Дефицит продолжается
Тем не менее, дефицит топлива в Украине продолжается. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что проблема стоит не так остро, как еще месяц назад. В соцсетях киевляне делятся опытом: мол, достаточно встать пораньше, выбрать АЗС на окраине города – и вот уже минут через 30-40 задача заправки автомобиля выполнена.
Эксперты рисуют еще более оптимистичную картину. Так, например, директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн утверждает, что на середину июня очередей за автогазом не было вообще. Единственное исключение – это станции, где газ продавался не по 42-45 грн за литр, а по 37 грн.
- Несколько АЗС с дизтопливом были вообще без очередей или стояло 5−10 машин, что вообще сложно считать очередью на фоне майских событий, - отмечает эксперт. - За бензином – 20-30 машин.
По данным эксперта, сейчас на топливном рынке работает более полутора сотен компаний. По бензину и дизелю количество импортеров выросло вдвое по сравнению с довоенными цифрами.
Конечно, все вышесказанное не означает, что проблемы кончились - до этого еще очень далеко. Снабжение растет, но и потребление не стоит на месте. Возвращаются люди, активизируется бизнес. Но рынок делает свое дело.
По словам Куюна, в Европе украинцы «выгребли» все свободные бензовозы. Каждый день в страну заходит более 230 машин с горючим. Постепенно растет снабжение по железной дороге, причем здесь сохраняется наиболее мощный потенциал для увеличения импорта.
Большие проблемы
Топливный кризис в Украине – это одно из последствий российской агрессии. Как известно, несмотря на постоянные разговоры о необходимости диверсификации, до войны большую часть потребностей – половина бензина и более 60% дизтоплива – Украина удовлетворяла за счет поставок из РФ и Беларуси. Еще порядка 10% импортировали из Литвы и по морю. Теперь эти маршруты закрыты, так что дефицит неизбежен. А дефицит всегда сопровождается ростом цен.
По данным портала Minfin, средние цены на топливо по Украине на 21.06.2022 составили: бензин А-95 премиум - 52,32 грн, бензин А-95 - 50,74 грн, бензин А-92 - 49,67, дизтопливо - 56,56, дизтопливо премиум - 57,95, автогаз - 41,92 грн.
Так когда же исчезнет дефицит? В Мининфраструктуры озвучили новый прогноз. Как заявил глава министерства Александр Кубраков в одном из недавних интервью, проблема с дефицитом горючего исчезнет в Украине к осени, и это станет возможным только после заключения новых контрактов с поставщиками.
По его словам, нехватка топлива Украина вызвана его поставкой грузовиками и поездами через границы. К примеру, Украина потеряла возможность доставлять его по Черному морю из Азербайджана и Румынии. Также поставки прекращены из Беларуси.
- Весь наш импорт – из ЕС, – уточнил министр. – Сейчас импортируем из Бельгии, Нидерландов.
О том, что главные проблемы нехватки топлива в Украине сегодня так или иначе связаны с Европой, говорит и Сергей Куюн. По его информации, тамошние банки не только не финансируют прямые соглашения по поставке горючего в Украину, но и не хотят рассматривать контракты во всех регионах, которые потенциально могут быть задействованы в таких поставках. То есть, например, если неукраинский резидент хочет привезти горючее в Румынию для другого нерезидента, - это уже отказ. Потому что оттуда много горючего идет в Украину.
- Чувствуя спрос, не могут сложить себе цену поставщики, судовладельцы, перевозчики, на рынке появилась масса аферистов, - отмечает Куюн. - В свою очередь, крупные поставщики очень осторожно относятся к Украине. Поговаривают, что рекомендации не торопиться идут от чиновников. Например, в Болгарии трейдеры согласовывают объемы поставок в Украину с правительством. Недовольны и молдаване, потому что украинцы загнали оптовые цены в регионе. В результате в стране остановилось немало АЗС, которые не могут попасть под государственное регулирование. В Польше - протесты водителей.