Автоумелец Сергей Потапенко: Пока все ищут бензин, я езжу на дровах

Помимо экономии, эта легковушка разгоняется до 140 км.

suspilne.media

Современный анекдот: «Сдам квартиру с окнами на АЗС. Прекрасно видна длина очереди, актуальная цена и наличие бензина».

Но вот жителя села Самотоевка в Сумской области Сергея Потапенко дефицит топлива не беспокоит – его ВАЗ-2109 ездит на дровах.

По следам немецкого инженера

Авто Сергея легко опознать на дороге: сзади у него небольшой прицеп, на котором установлен специальный котел для сжигания дров.

- Ничего принципиально нового в моей разработке нет. Это еще немцы придумали во время войны. Был такой инженер Имберт. Я о нем из книг узнал, - рассказывает «КП в Украине» Сергей Потапенко. – Детально в них, конечно, технология котла описана не была - как по инструкции сделать котел. Но когда начались проблемы с топливом, пришлось самому додумывать и искать выход.

В силу своей профессии Сергей Потапенко как раз занимается дорожным котлами, газогенераторами. И о технологии сжигания древесины, чтобы ездить на авто, знал еще лет восемь назад. Но зачем она нужна, если топлива вокруг хватает: хоть бензина, хоть газа. А вот сейчас, как говорится, нужда заставила.

Расстояние зависит от вида дров

По словам умельца, оборудовать таким котлом можно любую машину. И он не единственный в Украине, кто пробовал перевести авто на дрова. Но чтобы ездить на постоянной основе, таких, кроме него, наверное, нет: Сергей намотал уже более 1000 километров.

Есть, конечно, и некоторые особенности: чтобы завести свой «жигуленок» от энергии сгоревших дров, нужно подождать минут 10-15. Но автомобилист нашел решение: стартовать можно от бензинового двигателя, а уже в пути переключиться на твердое топливо.

- Там электроклапан стоит, как и на газовой установке. Можно ехать и на бензине, а когда клапан выключаешь, происходит переход на другое топливо, - рассказывает наш собеседник. - Сам автомобиль принципиально не переделан: все, как и при газовой установке.

Лучше всего машина едет на сухих мелкопорезанных дровишках. Крупные лучше не использовать. В топку вмещается 4 ведра.

- Такого количества хватит от 60 до 100 километров. Все зависит от древесины. Если дуб или вяз, протянет до ста километров. Если более мягкая древесина, вроде тополя или вербы, то проедет 60, в редких случаях 80 километров, - поясняет автомобилист.

Делал, чтобы доехать к маме

Как раз на расстояние в 60 километров Сергей и ориентировался при конструировании котла. Именно столько ему нужно проехать от своего дома в село, где живет его мама. Опять же топливо по дороге можно найти на любой обочине - остановился и подобрал упавшее полешко.

- У меня полно своей древесины, котел дома отопительный стоит. Поэтому с этим проблем нет. То количество, которое я сжигаю на машине, не ощущается вообще. Бензин намного дороже. Если пересчитать расстояние, которое я проехал на дровах, в цену бензина, уже потратил бы тысячи четыре гривен, - уверяет наш собеседник.

Максимальная скорость, которую удалось развить Сергею на своем чудо-котле, – 140 километров в час. Но обычно он старается не лихачить и не нарушать. Быстрее 90-100 км в час не разгоняется.

На сборку всей системы питания автомобиля у Сергея в неторопливом режиме ушло около двух недель. Работал над ней в свободное время.

- Вообще я изначально думал, что получится значительно хуже. И что машина не разгонится более 40 км в час. В книгах ее называли предельной. А тут нормально ездит, и можно этот вид топлива эксплуатировать как базовый, - заключил наш собеседник.

Но есть и ложка дегтя в таком инженерном решении. Потапенко еще не проверил на практике, но в книгах об изобретении Имберта предупреждают об ускоренном износе деталей двигателя. Правда, Сергей надеется, что износ не будет существенно отличаться, как от сгорания бензина. Так что поживем - увидим.

Комментарий эксперта

- В целом, такое оборудование можно считать изменением типа питания, что подлежит регистрации, как газобаллонное оборудование. Его надо сертифицировать. Но сделать это практически нереально, - говорит адвокат Вадим Володарский. - Однако, учитывая то, что данное оборудование съемное, находится на прицепе, изменения в конструкцию самого авто, по сути, не вносились, то на практике претензии предъявить сложно.

Также Вадим Володарский отмечает, что данная технология не нова. Она активно применялась в эпоху, когда нефти еще добывалось недостаточно, а в советское время была популярна в зонах, где есть большое количество лесов. Что же касается Германии, то там применяли эту систему из-за дефицита топлива лишь во время Второй мировой войны.