В парк природы «Беремицкое» в Черниговской области уже возвращаются туристы – за последние почти четыре месяца заповедник только сейчас смог вернуться к прежнему графику работы.
А вот на планах животных обзавестись потомством война не сказалась: среди обитателей парка природы настоящий беби-бум – детеныши появились у оленей, муфлонов, ланей, лосей, еще ожидается, что к родительской компании присоединятся овцы и лошади.
Лось Аслан бежит к людям, а не к сородичам
Родителями впервые стали местные любимцы публики - ручные лоси Аслан и Ева. Как рассказывает «КП в Украине» сотрудник фонда «Беремицкое Биосфера» Ростислав Полушвайко, у обоих – одинаковая судьба.
- Аслана нашли в лесу на севере области в 2018 году – его маму застрелили браконьеры, а еще через год грибники привели к нам Еву, которая таким же образом осталась без матери, - говорит Ростислав Полушвайко. – Мы их выкормили из соски, они с детства приучены к людям, так что жить в полудиких условиях на территории заповедника у них не получится. Хотя такие попытки были…
Однажды уже подросшего Аслана выпустили в природу с надеждой, что он унюхает стадо диких лосей и прибьется к ним - у лосей хорошо развит нюх. Установили фотоловушки, по которым увидели, что буквально спустя два часа к нему подошли две молодые лосихи. Но Аслан ими не заинтересовался, «девочки» обиделись и ушли.
- Зато, когда Аслан завидел группу туристов, – со всех ног рванул к ним! – вспоминает Ростислав Полушвайко. - Это как с домашним щенком, который радуется, завидев людей. Но щенок – это одно, а когда на тебя несется 700-килограммовый лось… Это опасно и для людей, и для животного.
Для Аслана специально пришлось строить большой лосиный вольер – к жизни в диких условиях он не адаптирован.
Кстати, соседний Межиреченский региональный ландшафтный парк и территория парка природы «Беремицкое» - это места наибольшей популяции лосей в Украине.
Давать зверям имена - плохая примета
Животных в парке, тех, которые в будущем смогли бы выжить в природе, стараются слишком не приучать к людям. Даже имен не дают.
- Давать имена - это плохая примета: если назвал, значит, дикое животное уже станет домашним, - объясняет Ростислав. – Поэтому называем только тех, кто наверняка обречен на жизнь в неволе – например, птиц со сломанным крылом. А если птице или животному лечиться всего недельку-другую – и обратно на волю, никто имен не придумывает.
Лосенок Аслана и Евы безымянный по этой же причине. Сотрудники уверены – в будущем ему удастся выжить в дикой природе, ведь он выкормлен не людьми, а своими родителями.
- Конец весны - как раз то время, когда в природе появляется потомство у животных, - продолжает Ростислав Полушвайко. – У оленей, ланей, косуль, диких коней, турообразных и других в процессе эволюции так выстроен жизненный цикл, что потомство появляется в то время, когда уже есть свежая трава и в зиму оно войдет окрепшим и подросшим.
В неволе звери, те же рыси или лесные кошки, могут позволить себе заводить больше потомства. Как объясняет Ростислав Полушвайко, в дикой природе прокормить и себя, и детеныша, тем более – двух и больше, хищникам сложно.
- Кошки по своей натуре одиночки, поэтому после спаривания самец и самка вновь расходятся, и все заботы о малыше ложатся на маму, - говорит наш собеседник. – А у домашних кошек есть уверенность, что, если они не потянут, то люди помогут – подкормят и ее, и котят. Поэтому они рожают и по пять, и по шесть. Но вообще из-за войны животные не стали хуже размножаться.
Хотят приютить четырех котят
Парк природы «Беремицкое» раскинулся на 500 гектарах между Киевом и Черниговом. Это юг Черниговской области.
- У нас было очень шумно, хотя ближайшие бои были, наверное, километрах в 30-40, - продолжает Ростислав Полушвайко. – Обстреливали буквально и в прошлом месяце, и ракеты прилетали – но не по территории парка, к счастью. Но не слышать это было невозможно. Парк потом обследовали техники – на предмет, не залетел ли неразорвавшийся снаряд. Любой шум, конечно, сказывается на животных – пугались и звери, и люди. Больше всего – рыси, которые по своей природе пугливые. Сейчас уже более-менее тихо, благодаря ВСУ.
В парке также работает музей диких кошек – в нем обитают лесные коты и рыси. Сейчас сотрудники работают над тем, чтобы привезти из Одессы четырех котят лесной кошки, чья мама подорвалась на мине.
- Война больше сказалась на наших работниках, чем на животных – люди потеряли дома, у кого-то повредило жилье, разъехались по миру, - говорит Ростислав Полушвайко. – Почти все уже вернулись – кто-то отстраивает дом, кто-то делает ремонт. Есть такие, что переехали к родным. Было время, когда с животными было практически некому работать. Вызвать ветеринара – то, что ранее делалось одним звонком, было нереально. Я тоже застрял в Бучанском районе, другие научные сотрудники – также из Киева и области, так как именно здесь сосредоточена большая часть нашей работы. А остальные – из Чернигова.
Черниговских сотрудников, когда начались бои, разместили в домиках для гостей на территории парка. Администрация эвакуировала их сама, когда еще не было зеленых коридоров.
Фестивалей не будет, но туристов ждут
Основной проблемой во время войны стала логистика – не только сотрудники не могли добраться на работу, но и невозможно было доставить питание для животных из Чернигова или Киева.
- Мы очень завязаны именно на Чернигове, так как всегда пытались поддержать наш регион и закупали товар у местных предпринимателей, - объясняет Ростислав Полушвайко. – Это и обернулось для нас проблемами.
До конца апреля выжить парку помогали волонтеры. С мая проблему решили.
На это лето у сотрудников парка природы «Беремицкое» было много планов насчет фестивалей, просветительских и детских мероприятий. Все пришлось отменять.
- И время – не фестивальное, и многие из тех, с кем мы сотрудничали или планировали сотрудничество, оказались под оккупацией, - говорят в парке. – Например, один из постоянных фестивалей – исторической реконструкции X века. Его организовывал клуб исторической реконструкции из Новой Каховки. Костяк клуба сейчас под оккупацией.
Туристов стало меньше, и сотрудникам парка, занятым в экскурсионной деятельности, пришлось немного перепрофилироваться. Кто-то занимается озеленением – в парке есть сад хвойных, папоротников, яблоневый, кто-то - описанием природы и исследованиями.
- Каждый из нас во время войны стал специалистом еще в чем-то другом, - улыбается Ростислав Полушвайко.
Хоть количество отдыхающих изменилось, в парк природы люди едут – на выходные все домики обычно заняты. Правда, не всем в итоге удается приехать – как повезет с заправкой. А некоторых заповедник настолько впечатляет, что они возвращаются на повторную экскурсию уже через неделю.