У супругов Сергея Прокопьева и Нелли Кузьменко из Русских Тишков Харьковской области необычное занятие: они занимаются зоокультурой (разведением – ред.) ящериц. В многочисленных террариумах семьи содержалось более тысячи пресмыкающихся. Некоторые из видов довольно редкие, они находятся на грани исчезновения.
Для всего этого хвостатого семейства наша погода губительна, им нужен особый климат, который несложно создать в мирных условиях. Но в конце февраля на Русские Тишки обрушилась война.
Согревала рептилий бутылочками с кипятком
- С первых секунд войны мы остались без света и отопления. В доме стоит газовый котел, но он на электронике, - вспоминает Нелли Кузьменко.
На улице - мороз восемнадцать градусов, температура в доме постепенно опускалась. Человек укутается потеплее да перетерпит, а вот ящерицы погибнут.
- К счастью, в некоторых наших лабораториях, так мы называем комнаты с террариумами, стояли небольшие конфорочные газовые плиты. Я их зажгла и уже не выключала. Так удалось поддерживать окружающую температуру в 28-30 градусов тепла, - продолжает наша собеседница.
Но этого - мало. У кого есть дома черепаха или ящерица, знают: чтобы они не зачахли, им нужен еще и яркий свет, заменяющий солнечный, в лучах которого они греются.
- Мы экологически ориентированные люди, потому сортируем отходы. И у нас накопилось много стеклянных бутылочек от йогурта, которые чудом не успели вывезти и сдать на переработку, - рассказывает Нелли. - Я целыми днями кипятила воду, наливала в эти бутылочки, раскладывала по террариумам, животные на них забирались и грелись.
Увы, но такой метод с трудом подходил хамелеонам: в природе они живут на ветвях деревьев и просто не приспособлены греться как-то иначе. Потому, к сожалению, многие погибли.
В дом едва не попал снаряд
Русские Тишки оказались в оккупации практически сразу. Когда захватчики ворвались в поселок, мужа Нелли Сергея дома не было: он остался на подконтрольной ВСУ территории. А ведь именно он главный в семье по разведению ящериц.
- Муж у меня - герпетолог, с детства этим занимается. А я уже постольку-поскольку. Но из-за войны на 80 дней осталась одна со всем этим хозяйством, - говорит Нелли Кузьменко. – Вначале греть бутылочки и в других делах мне очень помогала двадцатилетняя дочь Оля. Спустя две недели окружающего кошмара, я приняла решение эвакуировать её в Германию через Россию.
На третий день войны на участок семьи в 50 метрах от дома прилетел снаряд, оставив после себя здоровенную воронку глубиной метра три и диаметром в шесть. Взрывом смело забор, пробило крышу и выбило стекла. Железные ворота превратились в дуршлаг.
Непострадавших домов на улице, где жила Нелли, нет. Есть и полностью сгоревшие дома. Две соседки получили ранения. Их увезли в тяжелом состоянии в госпиталь. Еще одна погибла. Сидела дома на кухне, как в окно влетел снаряд. Женщина погибла сразу. Ее похоронили на следующий день.
Люди сплотились и помогали друг другу
Помимо отсутствия электричества, отсутствовали продукты: в Русских Тишках несколько маленьких магазинов, но их практически сразу разграбили. Купить продукты было негде. Те, кто оставался, резали скотину и делился мясом с соседями.
- Мы с мужем жили достаточно замкнуто от всех. В своем мире. Ни с кем сильно не общались. Поздороваемся с соседями, и только, - признается наша собеседница. – Но война все изменила. Люди очень сплотились, стали помогать друг другу. Те, кто уезжали, оставляли свои ключи от домов, погребов: берите что хотите, консервацию, грибы, овощи. У меня был бензиновый генератор, причем он несколько лет не работал. Пришел сосед Александр Хилобоков, сумел его починить и запустить. Саша стал для меня ангелом-хранителем, помогал и поддерживал во всем. По сути, помог выжить мне и моим подопечным.
Но все равно поселок стремительно пустел: на улице, где жила Нелли, остались она и еще три мужчины.
- Мобильная связь, к счастью, была. Но о каких-то вещах я мужу не говорила. Например, о том, что, россияне обосновались буквально в 100 метрах от нашего дома. Поставили блокпост и пушки, - продолжает наша собеседница. – Общались лишь по поводу наших питомцев. Он меня консультировал, но каждый разговор заканчивал просьбой бросить все и уехать. Но я не могла себе представить, как закрываю дверь и уезжаю, а все эти животные умирают от холода и голода.
Угроза голода
А питомцы умирали, но и рождались новые. Иногда и самой Нелли приходилось делать горький выбор, кого оставить, а кому не жить. Тепла не хватало, ящериц приходилось селить кучно, да и еды для них маловато. Приходилось давать творожок из молока, доставались фрукты из законсервированных компотов и делалось из них пюре.
В зону риска опять-таки попали хамелеоны. Они насекомоядные.
Сверчков и другие виды насекомых супруги разводили в специальном помещении при высоких температурах. Но теперь насекомые не согревались и размножались плохо.
- Проблемы нарастали как снежный ком. Не хватало не только насекомых, но и корма для них самих. Обычно пищевая база бралась для них на рынке. А тут взять уже было неоткуда, - объясняет Кузьменко.
С приходом весны стало проще: пошли одуванчики, листья, клевер. Это спасало.
Спасательная операция украинских военных
Спустя трудные 80 дней Русские Тишки освободили. Вокруг еще гремели выстрелы, но домой тут же на своей легковушке примчался Сергей. Супруги загрузили в машину часть животных.
- Мы вещей не брали. Взяли свою собаку и животных сколько смогли положить в машину, - вспоминает Нелли Кузьменко. – Планировали вернуться наследующий день и несколькими ходками вывезти всех. Там оставались сотни ящериц. Но в округе начались сильные бои, и нас уже не пропустили.
Две недели Нелли и Сергей безуспешно пытались добраться до дома, просили помощи у волонтеров, но тщетно. Наконец дали телефон военных, согласившихся провести эвакуацию рептилий.
- Нас они не взяли, не хотели рисковать нашими жизнями. Сказали сами поедем и заберем. И действительно, в тот же день спасли очень много ящериц. Не всех, естественно. Кого-то не нашли, - улыбается наша собеседница.
И чтобы вы думали? Узнав, что в доме остались еще рептилии, бойцы ВСУ вновь вернулись за ними и уже забрали всех.
- Россияне контролировали территорию дронами. И как только за ящерицами приехали, началась бомбежка. Но наши воины, рискуя своей жизнью, спасли рептилий. Большое спасибо ВСУ, - заканчивает свой рассказ Нелли Кузьменко.
Сейчас ящерицы находятся в Киеве, столичном BionTerrarium Center: отогреваются, отъедаются и приходят в себя от пережитого стресса. Жизнь их уже вне опасности.