Как Украина переживет отопительный сезон: 4 актуальных вопроса

Нам предстоит самая сложная зима за все годы независимости.

Sean Gallup/Getty Images

Украинский газ не экспортируется с начала войны, но решение о запрете его экспорта Кабмин принял только сейчас. Несмотря на то что в теории газа должно хватить для бытовых потребителей, эксперты полностью согласны с недавним заявлением президента Владимира Зеленского о том, что нам предстоит самая сложная зима за все годы независимости Украины.

1. Что решил Кабмин?

Кабинет министров Украины внес изменения в перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2022 год. Об этом говорится в постановлении правительства №666. В частности, лицензированию теперь подлежат экспорт угля, мазута и газа украинской добычи, причем на все эти товары установлены нулевые квоты.

Эксперты, опрошенные «КП в Украине», единодушно назвали это верным решением для накопления резерва к зиме.

Правда, аналитик Алексей Кущ считает, что такое решение нужно было принимать еще в конце прошлого года, когда начала появляться информация о возможном нападении.

А эксперт по энергоэффективности Игорь Черкашин говорит, что такое же решение следует принять по углю газовой группы, топливным гранулам, брикетам из твердой биомассы и даже дровам.

2. Сможем ли мы пройти отопительный сезон только на своем газе?

В результате войны крупнейшие промышленные предприятия Украины серьезно пострадали. Учитывая падение спроса на газ со стороны промышленности, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что весь отопительный сезон Украина действительно сможет пройти на украинском газе.

- Украина добывает достаточно газа для того, чтобы обеспечить им бытовых потребителей, - уточнил эксперт. – А вот для промышленности и для теплоэлектростанций его не хватит – здесь спасет только импорт.

Аналитик компании Esperio Александр Болтян приводит цифры: объемы газа собственной добычи в Украине составляют около 20 млрд кубов. Для отопительного сезона необходимо обеспечить запасы энергоносителей на уровне 19 млрд кубометров природного газа и около 3 млн тонн каменного угля. То есть должно хватить, тем более с учетом запасов.

Игорь Черкашин соглашается: исходя из объемов падения экономики и сохранения внутренней добычи мы действительно сможем пройти отопительный сезон без импорта для жилого и коммунального сектора. Другой вопрос – как нам его проходить в городах, где разрушена централизованная генерация тепла? Серьезный вопрос также возникает в связи с сохранением управляемости газотранспортной системы в условиях постоянных ракетных атак агрессором.

3. Если газа не хватит, у кого будем покупать?

Александр Охрименко уверен: купить газ – это не проблема, в Европе его немеряно. Другое дело – цена.

- Если купить газ по 1000 долларов за куб, то стоимость услуг ЖКХ придется поднять минимум втрое, - отметил экономист в комментарии «КП в Украине». - Это неприемлемо как с политической, так и с экономической точки зрения.

Игорь Черкашин уточняет: покупать газ нужно будет для экономики, но это вопросы к субъектам хозяйствования и их договорам с газовыми компаниями. К тому же данная проблема возникнет только при условии оживления экономики.

4. Можно ли сказать, что предстоящий отопительный сезон будет очень сложным, или были времена и похуже?

Александр Охрименко считает, что следующий отопительный сезон мало чем будет отличаться от предыдущих.

- У нас каждый год какие-то проблемы, - пояснил эксперт свою мысль. - Ни в одной стране мира власть не занимается отоплением – для этого есть частные компании. Но поскольку наша власть сделала этот вопрос предметом постоянного политического пиара, у нас здесь полный бардак, коррупция и в итоге извечный вопрос «как пережить зиму?».

Но большинство экспертов все же сходятся на том, что зима будет очень непростой.

Так, Александр Болтян считает, что сложность будущего отопительного сезона усугубится еще и тем, что у людей будут заканчиваться деньги. Многим останется рассчитывать только на родственников, которые будут передавать деньги из-за границы. Тем, кто живет в частных домах, деньги понадобятся на дрова. А жителям многоквартирных домов, вероятно, придется зимовать при минимальных температурах и ждать весну.

- За все годы независимой Украины я не помню более сложного сезона, - говорит Игорь Черкашин. – Это обусловлено именно состоянием войны и наличием постоянной угрозы разрушения энергетической инфраструктуры. Мы помним трагедию Алчевска в зимние морозы, когда вся страна спасала один город, поставляя материалы и оборудование для ликвидации аварии (начало 2006 года. – Ред.). В этом сезоне даже по результатам текущих разрушений в системах производства и распределения тепла уже можно говорить о том, что «Алчевском» станут несколько крупных украинских городов.

Какие разрушения возникнут при продолжении военных действий, неизвестно никому. Но, говорит Игорь Черкашин, точно необходимо начать работу над процессом перехода от централизованного производства тепла к производству тепла модульными конденсационными котельными и когенерационными установками (это технологическая система, принцип работы которой позволяет одновременно получать тепловую и электрическую энергии. – Авт.). Это позволит быстро ликвидировать существующие разрушения генерации и максимально обезопасить города от возможных «прилетов» в будущем.​