На рисунках и карикатурах Анатолия Василенко росло три поколения украинцев. Его иллюстрации живут более чем в 300 книгах для детей и взрослых. Талантливейший художник ушел на 84-м году жизни, оставив нам свое доброе и мудрое творчество.
Пытались переманить в Москву квартирой
Детство Анатолия Василенко прошло в селе Нижняя Ланна на Полтавщине. Мальчик рано почувствовал неумолимую тягу к карандашам, а первую карикатуру нарисовал на брата. Брат не обиделся, потому что рисунок оказался веселый, а не злой. Всю свою жизнь художник-график подшучивал над людьми, вскрывал их пороки, критиковал слабости, но никогда не рисовал так, чтобы унизить человеческое достоинство.
После школы Анатолий пошел работать на сахарный завод, поддержать свою небогатую сельскую семью. Тут он создавал сатирические картинки для местной профсоюзной газеты и отсылал работы в журнал «Перец», который пользовался чрезвычайной популярностью, издавался большим тиражом и был фактически в каждом доме. Предложение постоянно сотрудничать со знаменитым журналом Василенко получил, когда учился в Киевском училище прикладного и декоративного искусства.
Позже от «Перца» талантливого графика направили на семинар художников прессы в подмосковный Дом творчества Союза художников СССР. Это был рискованный шаг. Рисунки Анатолия так понравились главному редактору «Крокодила», что тот с ходу предложил украинскому художнику не только место в своей редакции, но и квартиру в Москве!
Наверное, это был огромный соблазн, но Анатолий вернулся в Киев. С «Крокодилом» сотрудничал из Украины, продолжая рисовать для взрослых в любимом «Перце», а для детей создавать веселые комиксы в журнале «Перченя».
Как начинался рабочий день…
- Наверное, я единственный человек в современной Украине, который прочитал весь архив журнала «Перец» от первого номера до последнего, - говорит главный редактор журнала «Країна» Артем Скоропадский. – В прошлом году мы решили снять фильм про советских карикатуристов, потому что сейчас все их рисунки подходят к путинским реалиям. В сентябре наша съемочная группа приехала в гости к Анатолию Василенко.
Журналист говорит, что художник тогда уже был очень слаб, еле ходил с палочкой, но встретил гостей дружелюбно, старался бодриться.
- У него всегда была такая остренькая бородка, и у меня тогда тоже такая отросла. А два оператора наши - бритые. Василенко меня поприветствовал «О, хоть один с бородой!». А когда рассказывал о себе, много шутил. Например, я задал вопрос: как начинался в «Перце» рабочий день? От ответил: «Встречались на Бессарабской площади, заходили в генделик, пили портвейн, а потом шли на работу». Еще меня поразило, с какой нежностью и гордостью смотрела на Василенко его жена. Сразу было видно, что супруги живут душа в душу.
Карикатуры не должны унижать
Анатолий Василенко был уникально плодовит. Кроме «Перця», рисовал для детских изданий «Барвінок», «Малятко», «Веселые картинки», сотрудничал с серьезными журналами «Дніпро», «Ранок», «Вітчизна». Сам писал юморески, а по сюжетам двух его авторских книг созданы кукольные мультфильмы.
График не освоил компьютер, да и не хотел, не пользовался электронной почтой. Тем не менее в наше цифровое время был очень, даже очень-очень востребованным художником.
- Когда мы возрождали «Перец», я к нему ездил домой, забирал у него работу и привозил в редакцию, - вспоминает ответственный секретарь издания «Перец. Веселая республика» Тарас Кинько. – Это был очень сильный, мирового уровня график. Никогда не искал конъюнктуры, не боролся с какими-то идеологическими недругами. Для советского «Перця» работал в бытовых жанрах, создавая маленькие истории о добре и зле, воплощая в карикатурах свои мысли о людях. Он был настоящим человековедом – вот, пожалуй, самое емкое слово.
В независимой Украине график стал создавать карикатуры на политиков и олигархов.
- Анатолий Петрович был легендой. Все знали, что ему около 80 лет, что он рисовал для «Перця» и иллюстрировал «Тореадоры из Васюківки» и что он не пользуется компьютером, интернетом или смартфоном. Поэтому обычно после звонка я распечатывала референсы для него – фото политиков, которые должны были фигурировать в карикатурах на этой неделе, – и отправляла их с водителем в его студию. На следующее утро водитель привозил свежие акварельные рисунки на листах плотной бумаги, - вспоминает о сотрудничестве с графиком главный редактор Kyiv Independent Ольга Руденко. - У Анатолия Петровича были принципы: карикатуры не должны унижать. Например, людей нельзя было изображать как животных.
Оригиналы рисунков, по словам Ольги Руденко, всегда возвращались к Василенко. За исключением, когда экс-посол США в Украине Джон Теффт попросил оригинал карикатуры на себя, чтобы украсить ею свой кабинет.
Имел дар предвидения
Сейчас в соцсетях многие вспоминают, как в детстве ждали, когда дедушка дочитает «Сільскі вісти», чтобы взять газету и хорошенько рассмотреть веселый рисунок на последней страничке. С этой газетой у Анатолия Василенко тоже связана вся жизнь.
- Очень его все любили и любим… - голос завотделом иллюстраций Светланы Лобановой срывается на тихий плач. – Сейчас вот друг другу передаем соболезнования. У меня перед глазами стоит картинка – два котика. Он мне ее на день рождения подарил.
Светлана вспоминает о Василенко как о внешне строгом человеке, но чрезвычайно веселом внутри.
- Он очень любил шутить и много шутил. А еще имел дар предвидения. Лет десять тому нарисовал картинки, а мы их сейчас публикуем, потому что они актуальны – современный момент. Он делал для нас и политические рисунки, и для страницы юмора, и детские. Очень много рисовал. В редакции остались две папки рисунков, которые еще не выходили, – это наш золотой запас!
Анатолия Василенко уже нет, а его ранее неизвестные работы будут радовать читателей газеты.
Комментарий издателя
Непревзойденный иллюстратор
Иван Малкович, директор издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га»:
- Это очень большая потеря. Анатолий Василенко - один из самых ярких иллюстраторов. Как в украинской поэзии - непревзойденный Павло Глазовой со своими юморесками, так Анатолий Василенко - в украинской карикатуре. Очень естественный юмор, ничего надуманного. Его политические карикатуры безжалостные, точные, смешные, но никогда не были злыми.
Я счастлив, что мог сотрудничать с Анатолием Василенко. Мы издали «Тореадоры з Васюківки» и еще несколько книг украинских авторов. Я не видел никого из современных художников, которые несколькими штрихами могли бы создать такие невероятные образы. Когда в 2004 году после выхода новой редакции книги в наше издательство пришли эти два солнечных гения – Всеволод Нестайко и Анатолий Василенко, это был один из самых счастливых моих дней.