Худрук Киевского ТЮЗа Слава Жыла: На всем русском невозможно воспитывать детей, это зарождает неправильные вещи

Директор театра рассказал «КП в Украине», как приходится выживать в это время.

В середине мая коллектив Киевского театра юного зрителя впервые собрался в родных стенах. В малом зале, в декорациях спектакля «Мене звати Пітер», ставшего последней довоенной премьерой, в декорациях прошлой жизни. И решили – будут играть, потому что не играть больше не могут.

Мы поговорили с директором и художественным руководителем ТЮЗа, режиссером и продюсером антреприз Славой Жылой о работе театров во время войны.

Не хватает средств даже на зарплату

– Слава, видела анонсы, значит, театр понемногу оживает. Как обстоят дела?

– Оживает, хотя, по сути, выживает. Бюджетирование киевских театров уменьшилось более чем на 50 процентов. Не хватает даже на зарплату.

Эта (русская) культура оказалась бессильной. Эти авторы не смогли воспитать достойное, нормальное, адекватное, европейское, цивилизованное общество.

Однако уже начали работу над новым спектаклем режиссера Валерии Федотовой, которая ставила в Театре на Подоле «Шинель» Гоголя и «Виродка» в Одесском театре им. Василько. Сейчас она делает у нас спектакль «Благословіть звірів і дітей» по повести Глендона Свортаута. Художник-постановщик – Юрий Илларионов из Театра на Левом берегу, композитор – Юрий Бойко из Театра на Подоле.

Здесь задействована молодежь – наши актеры Театра юного зрителя и приглашенные актеры. Так что работаем. Думаю, в июле или в августе уже сыграем премьеру. Надеюсь на это.

– Но и сейчас вы уже что-то играете.

– Будем играть наши репертуарные спектакли. Открываемся 19 июня спектаклем «Догоридригом». Следующей будет «Ти особливий» – 26 июня. Это расписание на июнь. На июль будем формировать новое.

– Вы впервые с начала войны встретились со своим коллективом в середине мая. Какой была эта долгожданная встреча?

– Она была довольно необычная. Вы, возможно, знаете, мы понесли потери - наша Марийка Демочко отошла от нас в другие миры, она была одной из ведущих актрис ТЮЗа. Это большая потеря для нашего коллектива. Поэтому началась наша встреча с минуты молчания. Говорили, все ли у всех хорошо, все ли живы, все ли при здоровье. Часть нашего ТЮЗа на фронте – наш режиссер Артур Артименьев, актер Андрей Иванюк, глава монтировочного цеха Илья Бударин, столяр, охранник. Всегда ждем от них какой-нибудь весточки.

А когда уже встретились в начале июня, говорили о планах на будущее, о запланированных спектаклях. Хотим поставить «Цар Плаксій и Лоскотон» по Василию Симоненко, «Фабований Лис» по Ивану Франко. Возможно, будет «Дон Кіхот», а, может быть, и «Конотопська відьма». Сейчас ведем переговоры с режиссерами. Может, договоримся, ведь бюджетов фактически нет, однако мы стараемся как-то работать.

Российские авторы не смогли воспитать достойное, цивилизованное общество

– Отказ от всего русского, а особенно от языка и культуры, сейчас в приоритете. В театрах тоже будет так?

- Да, конечно! Мой украиноязычный вектор был определен уже давно, когда я еще  работал в театре «Актер». Мы решили больше не ставить представления на русском языке. Мое представление «Вишневый сад» по Чехову закрыто. И пока не пройдет какой-то определенный период времени, пока, возможно, в этом не будет необходимости, мы не будем возобновлять этот спектакль. Конечно, это политическая история, и как мы видим, театр не может быть вне политики. И это очень важно, как мне кажется. Поэтому мы отказываемся от всех российских авторов и даже классиков. Пока это не актуально.

А что касается языка – тут нечего и говорить. Мы будем общаться и играть на украинском языке. И я на собрании нашей труппы попросил всех перейти в театр на украиноязычный режим.

– И как?

– Мне кажется, это нормальная история. Здесь нет ничего необычного. Мы детский украиноязычный театр, по-другому, наверное, и быть не может.

– Почему, по вашему мнению, русской культуре у нас не место? Потому что кто-то, например, не понимает, в чем виноват тот же Чехов?

– Во-первых, эта культура оказалась бессильной. Эти авторы не смогли воспитать достойное, нормальное, адекватное, европейское, цивилизованное общество.

Мечтаю поставить «Енеїду» Котляревского. Это будет история о современной Украине, которая становится, нашем легендарном войске.

И поскольку, по моему мнению, в нашей стране не прошла максимальная декоммунизация и дерусификация, поэтому сейчас стоит просто от них отказаться и забыть. Сейчас на всем русском невозможно воспитывать детей, потому что это зарождает определенные неправильные вещи. Такие, которые мы могли увидеть во время военной российской агрессии.

Безусловно, многое зависит еще и от общества, не только от дел в государстве или его руководства.

Но если жители россии не смогли организоваться в гражданское общество – это их проблемы. Соответственно – и проблемы их авторов, их артистов, создававших эту культуру.

Мы раньше очень тесно сотрудничали и привозили в Украину русские театры, а сейчас они приезжают в оккупированные территории, играют там свои представления, поэтому это, по-моему, уже часть идеологии. А в связи с тем, что это часть идеологии страны-врага, не время играть российских авторов, ведь это совсем не вписывается в нашу жизнь.

Ну и просто всему русскому сейчас не место.

– Что лично вам хочется поставить? Какие представления будут актуальны?

- В ближайшем будущем, что логично, буду концентрироваться на детском контенте, на диалоге с детьми, ведь они сейчас нуждаются в максимальном внимании. Также мечтаю поставить «Енеїду» Котляревского. Есть в ней что-то неуловимое, украинское. Уже работаю над этим проектом. Это будет история о современной Украине, которая становится, о нашем легендарном войске.

Чтобы труппа себя и комфортно чувствовала, и была в форме, нужна конкуренция

- Вы уже сказали, что некоторые из ваших сотрудников ушли на фронт. Думаю, некоторые и уехали - те, у кого детки. Нашли им замену?

- Я вообще считаю, чтобы труппа себя и комфортно чувствовала, и была в форме, нужна конкуренция. У нас есть основной состав актеров, и периодически мы приглашаем других актеров из других театров. К примеру, в спектаклях «Мене звати Пітер» Давида Петросяна, «Легендах Бахчисарая» Ахтема Сеитабаева, англоязычной The City Was There Алекса Боровенского играли актеры из разных театров, не только из ТЮЗа. Поэтому такая коллаборация с молодежью, другими школами очень необходима для труппы, она позволяет понять другую театральную микрофлору.

– А гастроли сейчас возможны?

– Гастролей по Украине почти нет. Есть часть театров, которые выезжают за границу, но это больше истории о каких-то фестивалях, благотворительных акциях. Но это возможно, и я надеюсь, в ближайшее время этот процесс возобновится.

- Вы родом из Чернигова, мы знаем, что пережил этот город. Как там ситуация?

– Я родился в Чернигове, но детство провел в Тернополе. Контактировал с Андреем Бакировым, художественным руководителем Черниговского театра им. Шевченко. Там очень сложная ситуация. И как дальше быть, как улучшить ситуацию – у меня даже нет каких-то мыслей на эту тему. Это вопрос к Министерству культуры, к местным отделам культуры.

- Что нужно делать государству, чтобы поддержать нашу культуру в это время?

Очень много наших актеров, актрис, режиссеров выехали за границу. И если бы их там сплотило государство – было бы очень круто.

- Прежде всего, необходима поддержка и диалог, чтобы он наладился между театрами, культурными учреждениями и властью. Пока власти не до этого, и это понятно, потому что идут боевые действия. До сих пор актуален вопрос эвакуации и театров, и музеев, и других культурных учреждений.

Очень многие наши актеры, актрисы, режиссеры уехали за границу. И если бы их там сплотило государство – было бы очень круто. Если поставить такую цель, думаю, культурные центры Европы могли бы принять наши театры. Государство должно взять на себя функцию менеджера этого процесса.

И конечно, не резать бюджетные средства. Ведь денег не хватает даже на то, чтобы покрывать зарплаты, которые и так небольшие. 60% отрезали от бюджетирования. Кроме того, такого потока зрителей, как до войны, пока нет и в ближайшее время не будет, а значит, и продажи билетов совсем невелики. Но если театры перестанут функционировать, актеры – играть, потом восстановить все будет очень непросто.

– Но люди идут, проходила мимо театра, видела очереди.

- Да, конечно. Однако это совсем не то, как было раньше, до войны. Мы будем очень рады и благодарны тем, кто поддержит и нас, и, собственно, себя и своих детей - ведь, безусловно, театр имеет волшебную силу исцелять.