Более десятилетия образцовой работы, сотни тысяч гектаров земли, миллиардные доходы и безупречная репутация. Агрохолдинг «Мрия» лопнул, как мыльный пузырь, в 2014 году – после того, как его владельцы, члены семьи Гута, вывели более 100 миллионов долларов в фиктивные компании. Как доказало расследование OCCRP, обанкротить «Мечту» исполнительному директору Андрею Гуте помогли Credit Suisse и Bank of Cyprus, через счета в которых проводили транзакции.
Основанная в 1992 году американо-украинская агропромышленная компания «МРИЯ Агрохолдинг» со штаб-квартирой на Кипре, более 10 лет обрабатывала один из крупнейших земельных банков в Украине (почти 300 тыс. га в 2012 году) и входила топ-5 производителей сахара и зерна, экспортируя продукцию в 20 стран мира.
Расцвет и падение «Мечты»: короткая предыстория
Семейное хозяйство, начинавшее с 50 га пашни пользования земли из фонда госрезерва Тернопольщины, постепенно выросло в вертикально-интегрированный агрохолдинг, имевший не только огромные мощности, но и безупречную репутацию. Именно «Мрія» первой в Украине ввела социальный пакет для крестьян и школу агрономов. Холдинг финансировал ремонт дорог, местных школ, детсадов, больниц. Работать в «Мечте» было почетно – сейчас многие бывшие сотрудники убирают из своих резюме упоминания о причастности к компании.
В 2014 году агрохолдинг "Мрия" объявил о техническом дефолте. Долги компании достигли 1,3 млрд долларов – как выяснило расследование, члены семьи Гутов вывели со счетов холдинга в Credit Suisse и Bank of Cyprus значительные суммы денег в подконтрольные им подставные оффшорные фирмы. Впоследствии часть этих средств была использована для приобретения элитной недвижимости в Европе.
Дело «Мечты» украинские правоохранители расследовали несколько лет. Сначала дело полтора года расследовало главное следственное управление МВД, подозревавшее бывшего гендиректора и экспредседателя наблюдательного совета компании Николая Гуту в мошенничестве. Впоследствии Гуту объявили в международный розыск, а в 2016 году – экстрадировали из Швейцарии в Украину. В том же году руководитель САП передал дело НАБУ, а в 2018-м дело «Мечты» несколько раз меняло подследственность.
В итоге дело лопнуло так же, как и агрохолдинг: обвинения с топменеджера в мошенничестве были сняты, компания – продана, кредиторы – так и не вернули свои средства, а члены семьи Гутов – до сих пор гуляют на свободе.
Причем один из членов семьи – бывший исполнительный директор агрохолдинга Андрей Гута вообще почти избежал упоминаний как по уголовным делам, так и в медиаполе, и продолжает вести жизнь респектабельного бизнесмена.
Кто такой Андрей Гута?
Андрей Иванович Гута – сын основателя агропромышленной корпорации «МРИЯ Агрохолдинг» Ивана Гуты и младший брат Николая Гуты, занимавший пост гендиректора и председателя наблюдательного совета холдинга.
По данным портала Latifundist.com, Андрей Гута окончил украино-нидерландский факультет экономики и менеджмента Тернопольского национального экономического университета. Также получил степень магистра экономики и бухгалтерского дела в Университете прикладных наук (Утрехт, Нидерланды).
К менеджменту компании "Мрия" Гута-младший присоединился в 2002 году. А в 2008 году был назначен исполнительным директором агрохолдинга. В течение шести лет он руководил бизнес-процессами, помогал отцу формировать холдинг, диверсифицировать бизнес и усовершенствовать его структуру.
Интересно, что в период активного расследования уголовного дела Андрей, единственный из подозреваемых, оставался в Киеве – остальные члены семьи выехали за пределы страны. Впрочем, от комментариев для печати он отказывался.
«Я перевернул эту страницу своей жизни», – заявил он по телефону редактору издания Landlord, обнародовавшему крупный материал «Компания «Мечта»: реквием по мечте», посвященный схемам вывода средств из компании.
Однако, вероятно, говоря о перевернутой странице, Андрей был не совсем искренним. По данным информационно-аналитической платформы YouControl, на июнь 2022 года Гута Андрей Иванович до сих пор является основателем ООО ФХ Научно-производственное объединение «МРИЯ» ООО «Украинская мечта».
Деятельность первого из этих двух предприятий на сегодняшний день прекращена (дата записи о прекращении – 27.05.2019 г.), а вот второе – до сих пор работает, хотя уже несколько лет не показывает выручку и имеет отрицательную рентабельность.
Сам Андрей Гута продолжает вести образ жизни солидного бизнесмена: например, в 2018 году он был замечен на открытии интеллектуального пространства mOre Андрея Ставницера, вместе с представителями политической, культурной и бизнес-элиты.
Как швейцарский и кипрский банки помогли Андрею Гуте вывести деньги из «Мечты»?
Как отмечено выше, в 2014 году один из крупнейших производителей зерна в Украине «Мрия Агро Холдинг Паблик Лимитед» признал, что не может выполнить свои финансовые обязательства и объявил о техническом дефолте. Компания была ликвидирована на Кипре, где и была зарегистрирована.
Как свидетельствуют банковские данные проекта Suisse Secrets, более половины денег были разворованы со счета компании «Мрия» в Credit Suisse, а остальные – со счета в Bank of Cyprus. Эти данные обнародовал в феврале 2022 года проект по расследованию коррупции и организованной преступности ( OCCRP ).
Расследование, проведенное по заказу команды ликвидаторов «Мрии», показало, что с октября 2011 по декабрь 2013 года под руководством исполнительного директора Анлрия Гуты компания заплатила более 100 миллионов долларов за акции восьми кипрских компаний-«прокладок», несмотря на то, что эти фирмы суммарно владели только активами на сумму около 12 тысяч долларов.
Как отмечают расследователи OCCRP, "Мрия" перечислила средства восьми компаниям на Британских Виргинских островах (БВО), каждая из которых владела акциями одной из кипрских фирм. Все восемь компаний на БВО принадлежали членам семьи Гутов. В большинстве случаев компании БВО даже физически не передавали акции «Мечты».
«Покупка акций действительно была фиктивной и просто способом вытащить миллионы из [Мечты]», – говорится в письме ликвидаторов «Мечты» Криса Якодеса и Андри Антониу к кредиторам в июне 2020 года. «Бенефициарные владельцы компаний-продавцов БВО являлись членами семьи Гута, а уплаченные акции не имели ни одной и/или незначительной стоимости».
Анализ судебных документов и данных Suisse Secrets показал, что Credit Suisse, вероятно, способствовал выведению средств из «Мечты». Организаторы схемы также открыли в Credit Suisse 13 других корпоративных и три личных счета с ноября 2008 года по декабрь 2013 года. Арбитражный документ от декабря 2021 года, приводимый OCCRP, прямо обвиняет Credit Suisse в игнорировании «красных флажков» в соответствии со швейцарским законодательством об отмывании денег.
Согласно судебным документам, полученным OCCRP, на счета в Bank of Cyprus поступила львиная доля денег, которые оставались на корпоративном счете «Мечты» в Credit Suisse. Только последняя из восьми трансакций проходила другим путем: платеж за восьмую кипрскую компанию был направлен на счет в Латвийском региональном инвестиционном банке в Риге, но де-факто было перечислено лишь 8 млн из 30 млн долларов цены кипрской компании.
«Было мошенничество со стороны компании. Банки должны были задавать вопросы», – комментирует Тон Галс, бывший финдиректор «Мечты», назначенный после дефолта. Он также отметил, что все контракты купли-продажи акций были почти идентичными и в некоторых случаях предусматривали предоплату всей комиссии, «что абсолютно нетипичным для таких банковских операций».
По оценке Галса, которую приводит OCCRP, из-за этой схемы Гута мог вытащить из «Мечты» около 220 млн долларов, из которых 100 млн прошли через Bank of Cyprus, а остальные – через Credit Suisse или другие банки.
Заметим, что ответ на запрос расследователей Credit Suisse отказался отвечать на конкретные вопросы о своих клиентах. Латвийский региональный инвестиционный банк также не дал ответа. В свою очередь Bank of Cyprus опроверг все упреки в противоправных действиях и назвал их «несомненно ложными».
Что происходит с делом «Мечты» на международном уровне?
Напомним, из-за краха «Мечты» деньги потеряли ряд серьезных кредиторов, включая институциональных инвесторов, таких как BNY Mellon, Международная финансовая корпорация Всемирного банка, Deutsche Bank AG и сам Credit Suisse, которому «Мрия» задолжала почти 12,8 миллионов евро.
В 2018 году от имени кредиторов «Мечты» ликвидаторы подали в суд членов семьи Гутов, требуя компенсации более 100 миллионов долларов. Кроме Андрея Гуты и его брата, они судятся также и с его женой. Ликвидаторы предъявили обвинения против восьми кипрских компаний, причастных к мошенничеству, их материнским компаниям на Британских островах и бывшим менеджерам «Мечты», а также двум кипрским поставщикам административных услуг и кипрской юридической фирме.
В 2020 году ликвидаторы подали иск против Bank of Cyprus о возмещении ущерба в размере более 48,5 миллионов долларов, ссылаясь на «нарушение банком законных обязанностей».
В октябре 2021 года Bank of Cyprus был оштрафован на 277 000 евро Центральным банком Кипра – финансовым регулятором острова.
В 2019 году на Кипре были выданы европейские ордера на арест Андрея Гуты и членов его семьи, а в 2020 году – международное «Красное сообщение», то есть запрос в правоохранительные органы во всем мире с просьбой найти и временно арестовать членов «клана» Гутов, однако этот документ до сих пор находится на рассмотрении в Швейцарии.
Андрей Сичкарь для КП в Украине