В оккупированном Мариуполе может быть вспышка холеры – об этом говорят и мариупольцы, и официальные власти города. Увы, к этому все шло больше трех месяцев: из-за полностью уничтоженной инфраструктуры нет свободного доступа к питьевой или хотя бы технической воде, не работает канализация, а в оставшихся больницах отсутствуют медикаменты.
Вода заражена трупным ядом
Еще в середине мая Всемирная организация здравоохранения забила тревогу из-за разрушенной системы водоснабжения в Мариуполе – риск вспышки инфекций, вызванных отсутствием элементарной гигиены, достиг максимума.
- Мы получили информацию от волонтеров, которые работают в Мариуполе, что на улицах просто болото, и канализационная вода смешивается с питьевой. Есть огромная опасность распространения многих инфекций, включая холеру, - сообщила тогда на пресс-конференции региональный директор по чрезвычайным ситуациям ВОЗ Дорит Ницан.
Мариуполь, «освобожденный» от цивилизации, имеет все шансы стать холерным очагом еще и по другим причинам.
- Мы хоронили погибших и умерших соседей во дворе, кто-то – на огородах в частном секторе. Конечно, мы не копали могилы как положено, на глубине два метра. Какую яму мы могли выкопать в мокрой или замерзшей земле? Ну максимум метр глубины или того меньше. И когда были дожди, когда все таяло, тела начали разлагаться, и останки этого разложения попали в воду. А сейчас, когда захватчики пытались пустить воду по разорванным трубам, много вытекло и тоже подмыло землю с этими останками… В общем, вода заражена трупным ядом, и я могу представить, какая сейчас вода в колодцах, - поделилась с «КП в Украине» переселенка из Мариуполя Екатерина Конева (имя изменено).
Страшная вода
Кроме ужасающей ситуации с захоронениями и водой, Мариуполь тонет в мусоре и нечистотах. Вывозить скопившиеся отходы некому, в мусорных горах начали заводиться мыши и крысы, появились полчища комаров и мух. Летняя жара способствует разложению и гниению мусора. Кроме того, под завалами разбомбленных домов продолжают оставаться тела людей, и они тоже сейчас находятся в состоянии разложения.
Оккупанты пытаются сделать вид, что восстанавливают инфраструктуру Мариуполя, и включили водоснабжение в Приморском районе городе, заявив, что отремонтировали 600 километров водопровода. Из дырявых труб тут же брызнули фонтаны, орошая разбитые дороги и улицы, но никак не впечатлив горожан.
- Многие боятся не то что брать эту воду хотя бы для технических или санитарных нужд, но даже окунуть туда руку – кожа моментально покрывается пятнами. После того как прозвучало слово «холера», вообще боятся с этой водой дело иметь, - рассказывает житель города Александр. – Сейчас появилась возможность ездить в Донецк, где можно купить воду в баклагах или набрать. Конечно, едут те, у кого есть пропуск или справки о прохождении фильтрации. Волонтеры приезжают, тоже воду привозят, но ее крайне мало. Мы живем далеко от моря, не набегаешься туда с ведрами. Иногда ходим «на криничку», там всегда была питьевая вода, но теперь и ее страшно пить.
Хранить продукты негде
Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко заявил, что в городе уже зафиксированы случаи заболевания холерой. Кто и как будет лечить горожан – неизвестно.
- Но уже начала поступать информация, что в Ростове-на-Дону подготовили отдельные инфекционные отделения, где готовятся принимать своих военных, которые могут попадать к ним в результате эпидемии, и слово «холера» звучит внутри города, – рассказал Андрющенко. Он также сообщил, что оккупанты планируют закрыть Мариуполь на карантин, однако пока эта информация не подтверждается.
- Нам сказали, что нельзя купаться в море, потому что его сейчас будут разминировать. Хотя, может, и боятся вспышки холеры. Но мы не слышали о закрытии города, вчера приезжали из Донецка люди, и выехали из Мариуполя несколько моих знакомых, - отмечает Александр.
Мариупольцы переживают, что при отсутствии нормального водообеспечения в жару количество заболеваний, и не только холерой, острыми кишечными заболеваниями, дизентерией и т.п. вырастет в разы.
- Практически во всем городе нет электричества, нет возможности для работы холодильников, кондиционеров. Мы готовим на кострах еду на один раз, потому что хранить посуду с недоеденным супом негде. Поэтому мы готовим постоянно: сварили одно что-то – съели – начали готовить на следующий прием пищи. Не могу сказать, что в городе есть трупный запах, во всяком случае мы его не слышим, а вот из других районов сообщают, что у них воняет очень, - рассказала жительница Кальмиусского района Мариуполя Мария.
Мариупольцы, которых, по приблизительным подсчетам, в городе осталось едва ли больше 100 тысяч, надеются, что у оккупантов хватит совести обеспечить разрушенный ими же город водой в более-менее достаточном объеме. Иначе, говорят горожане, холера настигнет всех без разбора.
Из истории вопроса
Холера уже здесь была
Это же подтверждает и главный санитарный врач Украины Сергей Кузин.
- В Мариуполе отсутствие питьевой воды, массовые захоронения в неположенных местах могут привести к существенному загрязнению поверхностных водоносных горизонтов. Поэтому людям нужно особо быть внимательными при использовании колодезной воды, поскольку она может содержать возбудителей инфекционных заболеваний. Есть риск распространения таких болезней, как холера, тем более что в Мариуполе мы фиксировали вспышку холеры в прошлом, - подчеркнул Кузин.
Напомним, в последний раз вспышка холеры была в Мариуполе летом 2011 года. Тогда в инфекционную больницу с симптомами попали сразу 15 жителей города. В результате разбирательства были установлены причины заболевания: выброс нечистот канализационно-насосной станции №8 сначала в реку Кальмиус, а потом и в море.
Тогда больные заразились не из-за купания - оно и так было запрещено под угрозой штрафа. Только один человек, работник рыболовецкого судна, упал за борт и наглотался воды. Остальные заболевшие употребляли в пищу рыбу, выловленную в этот же период. Благодаря оперативным действиям сотрудников санэпидслужбы и наличию необходимых препаратов в больницах никто из заболевших не умер, холера не распространилась.
До этого масштабная вспышка холеры произошла в 1970 году в южных регионах СССР, эпидемия охватила в том числе Астрахань, Батуми, Одессу, Керчь.
Комментарий инфекциониста
«Мыть руки и дезинфицировать все что можно»
- Холера появляется там, где антисанитария, где отступает цивилизация или приходит русский мир, где не работают канализация, водоснабжение и медицинские системы. Сейчас это и есть Мариуполь. Добавим еще и теплое, почти пресное море, - написала на своей странице в соцсети одесский врач-инфекционист Анастасия Неклюдова.
Эксперт обращает внимание на самые характерные симптомы болезни:
- начинается утром без предвестников;
- рвота не сопровождается тошнотой, а диарея – болезненными спазмами;
- температура не повышается;
- стул – вода с рыбным запахом;
- быстрое нарастание обезвоживания: сухие слизистые, запавшие глаза с темными кругами, уменьшение количества мочи, сильная слабость, судороги икроножных мышц, голос, превращающийся в шепот. Быстрое обезвоживание смертельно опасно.
В качестве мер профилактики врач рекомендует:
- Мыть руки.
- Кипятить воду, подкисливать ее лимоном или вином – холера не любит кислой среды.
- Не купаться в море, не пить воду из неизвестных источников.
- Мыть все продукты, еду термически обрабатывать.
- Если есть возможность, использовать таблетки для дезинфекции воды.
- Отделять больных от здоровых. Мыть дезинфицирующими средствами все, чего касался человек с подозрением на холеру.
- Подозревать холеру в каждом случае диареи.
- В случае заболевания нужно обращаться к врачу, ехать в больницу, - предупреждает Анастасия Неклюдова. – Холера очень быстро разгоняется до тяжелых форм. Должны быть под рукой флаконы растворов для внутривенного введения.