Анатолий Соловьяненко: Сейчас никакого Лебединого озера – это наша принципиальная позиция

Главный режиссер Национальной оперы рассказал, как работает театр во время войны.

facebook.com/anatoly.solovyanenko.9

В Киеве возобновила работу Национальная опера Украины. Для ее поклонников такое событие – как глоток чистой воды при жажде. Спрос на билеты безумный.

Как сейчас работает театр, какие планы на лето, «КП в Украине» узнала у главного режиссера театра, народного артиста Украины Анатолия Соловьяненко.

Символично, что в этот день звучала европейская классика

- Анатолий Анатольевич, почему возобновление работы театра началось с легкого и игривого «Севильского цирюльника»?

Зрители идут на спектакль ради того, чтобы хоть на два-три часа переместиться в другой мир, в другие реалии, чем те, которые видят вокруг.

- Наш первый блок состоял из двух спектаклей – «Севильский цирюльник» и «Наталка Полтавка». Это не случайно. 21 мая, когда мы возобновили работу, в Украине отмечали День Европы. Украина выбрала свой европейский вектор, и думаю, что сейчас уже никто не сомневается в таком выборе. Поэтому символично, что в этот день звучала европейская классика.

На следующий день был украинский спектакль – «Наталка Полтавка». Это тоже символично – именно этот спектакль шел у нас последним перед началом войны. Опера звучала на сцене 23 февраля, а 24-го все мы знаем, что началось...

Да, эти оперы не трагичны, но у искусства есть своя цель. Я много общаюсь с людьми, которые приходят в театр. Они идут на спектакль ради того, чтобы хоть на два-три часа переместиться в мир иной, в другие реалии, чем те, которые видят вокруг. Мы даем им эту возможность. Также в нашем текущем репертуаре «Мадам Баттерфляй» и «Травиата», которые будут идти в эти выходные, и звучавшая в минувшую субботу опера «Риголетто».

- А как насчет поклонников балета?

– Балетная труппа тоже возобновляет свою работу. Уже в эту пятницу будет вечер балета на нашей сцене. Все билеты распроданы, как было и на прошлые представления.

Из гардероба сделали укрытие

– Как сейчас работает театр?

– У нас продается 300 билетов из 1304 мест. Это связано с тем, что Государственная служба по чрезвычайным ситуациям обследовала помещение и определила наш гардероб как отвечающее всем требованиям укрытие на случай воздушной тревоги. Помещение вмещает именно такое количество людей.

Слава Богу, что пока воздушных тревог во время представлений не было. Но мы знаем, что они часто звучат в Киеве. Если это произойдет, спектакль будет приостановлен, зрителей направят в укрытие, а после отбоя тревоги спектакль продолжится.

- Спектакли связаны с комендантским часом?

– Да. Комендантский час начинается в 23.00, метро и весь общественный транспорт перестают работать в 22.00. Многие добираются с пересадками, поэтому нужно иметь запас времени.

Есть артисты, которые пошли в тероборону – наши артисты балета Алексей Потемкин и Олеся Воротнюк. Есть артисты оркестра, которые в Вооруженных силах Украины служат - все добровольцы.

Следовательно, мы должны закончить всю работу не позднее 20.30, чтобы работники могли добраться домой. Кто живет в Киеве, а кто, например, в Броварах. Следовательно, дорога может занимать до двух часов. Если спектакль начинается в 14.00 и длится 3,5 часа, как «Севильский цирюльник», то нужно успеть разобрать декорации, сложить костюмы. В театре есть службы, где работа только начинается, когда спектакль заканчивается.

- Лето – это традиционное время гастролей. Как будет в этом году?

- Этим летом мы будем работать в Киеве, мы видим по спектаклям и по ажиотажу с продажей билетов, что людям это нужно.

- 300 билетов – это совсем немного для такого большого театра. Как выживаете финансово?

- Мы благодарны государству, которое в такое сложное время не оставляет нас без внимания. В период, когда театр не мог работать, все наши работники получали две трети должностного оклада. Это очень важная поддержка. Оплата труда идет за бюджетные средства, все остальное, включая коммуналку, охрану, новые постановки – за наши собственные. Поэтому будем работать, зарабатывать и стараться покрывать свои текущие расходы.

Актеры и на фронте, и в теробороне

– По понятным причинам некоторые актеры могли уехать за границу. А есть такие, которые ушли на фронт или в тероборону?

- Да, есть артисты, которые пошли в тероборону – наши артисты балета Алексей Потемкин и Олеся Воротнюк. Есть артисты оркестра, которые в Вооруженных силах Украины служат. Мы очень гордимся ими.

– Это был их личный выбор?

– Да, все они добровольцы. Еще не было и надеемся, что не будет ситуации, когда нужно будет мобилизовывать артистов в ряды армии.

- Все помнят, как наша прима Людмила Монастырская вышла с флагом Украины на сцену Метрополитен-опера. Она планирует возвращаться на родную сцену?

- Да, планирует, но сейчас у нее достаточно плотный график. Она много дает благотворительных спектаклей и концертов в Европе и по всему миру. Сейчас не может приехать, потому что если понадобится срочно выехать на концерт, то, чтобы добраться из Киева только в Варшаву, нужно двое суток. Когда логистически будет немного легче или когда у Людмилы появится перерыв на несколько недель, она обязательно приедет и споет для киевского зрителя.

Людмила многое делает за границей для Украины, в том числе со сбором средств для ВСУ. Все наши солисты, которые в Европе или других странах мира, за этот период дали десятки благотворительных концертов и собрали немалые средства для армии.

К осени будет новая «Травиата»

– В прошлом для многих неформальным символом балета было «Лебединое озеро». Останется ли оно в репертуаре?

– В настоящее время мы сняли с репертуара все произведения композиторов, представляющих известную страну. Это принципиальная позиция нашего коллектива. В сегодняшних реалиях «Лебединое озеро» невозможно.

– А какое представление может стать символом украинского театра оперы и балета?

– Много лет на нашей сцене идет «Лесная песня» Михаила Скорульского. С большим удовольствием люди ходят на «Наталку Полтавку» Николая Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского.

Мы завершили работу над украинской современной детской оперой «Кот в сапогах» по мотивам Шарля Перро. Где-то на 85% завершили подготовку новой постановки «Травиаты».

Мы завершили работу над украинской современной детской оперой «Кот в сапогах» по мотивам сказки Шарля Перро. Стихотворный текст создан Николаем Бровченко, музыка Юрия Шевченко. К сожалению, Юрий Валентинович два месяца назад ушел из жизни, но успел завершить работу над этим произведением, у нас есть весь нотный комплект.

Как только разрешат финансы, возьмемся за эту работу. Потому что все новые постановки, как я уже говорил, готовятся за средства, которые заработал сам театр.

– Какие-то еще премьеры предполагаются?

– Мы где-то на 85 процентов завершили подготовку новой постановки «Травиаты». Я надеюсь, что за лето закончим ее и осенью сможем выпустить премьеру. Когда будет следующая – сказать трудно, потому что тех средств, которые мы сейчас зарабатываем, едва хватит на уплату коммуналки. И это летом, а как будет с началом холодов?

– А что-то происходило в театре за месяцы простоя?

- Мы не могли работать в театре, но многие работали за его пределами. Как я уже говорил, в Европе и по миру давали множество концертов, работали и на имидж Украины, и на финансовую составляющую. Я лично участвовал в нескольких международных мероприятиях. Кроме того, получил два приглашения от довольно престижных европейских театров в качестве режиссера. Но категорически отказался, потому что речь шла о постановках русских произведений «Евгения Онегина» и «Царской невесты». Отказался, потому что это моя принципиальная позиция.

– Когда вернулись в Киев?

– Больше месяца назад. Сразу же занялся возобновлением работы. 27 марта мы хоть и без зрителей, но с онлайн-трансляцией провели мероприятие, посвященное Международному дню театра. Во время этого мероприятия почтили Николая Лысенко, у которого был юбилей за несколько дней до того, отошедшего в другой мир Юрия Шевченко и Мирослава Скорика, который в течение пяти лет был руководителем нашего театра. Все эти события мы объединили в одном мероприятии. Запись мероприятия доступна на Ютуб-канале театра.