Черновицкий предприниматель Владимир Садык на деньги волонтеров создает легкие автомобили для украинской армии - багги. 600-килограммовые машины могут ездить по бездорожью и позволяют быстро доставлять бойцам оружие, еду, а также перевозить раненых в больницу.
Владимиру помогает дочь Мелисса. По словам девушки, у ее отца - гениальный склад ума: он видит в голове картинку и уже знает, как ее реализовать. А благодаря большой аудитории в Instagram девушка нашла новых владельцев для их семейного багги, а теперь собирает средства на производство новых машин для ВСУ.
«Мой папа сделал багги с нуля»
- Мелисса, как появился ваш первый багги?
- Его сконструировал мой отец для развлечений и экстремальной езды 5 лет назад. Это папино хобби: он занимается изделиями из металла более 20 лет. Папа сделал багги с нуля. Вот так взял - и полностью создал автомобиль. На нем гоняли мы, его дети, и наши друзья.
А когда началась война, мы задумались, как помочь нашей армии. Делали разнообразные ежи, буржуйки, плиты для бронежилетов. Но потом поняли - этого и так уже слишком много, а у нас есть багги, и если его немного усовершенствовать, то можно отдать на нужды фронта.
Так и поступили - папа заменил мотор, аккумулятор, каркас, покрасил корпус в пиксели украинской армии. Мы сообщили, что если наша машина всем понравится, то можем сделать такие для армии еще. После этого начало поступать очень много запросов от военнослужащих. Тогда мы открыли сбор средств на багги в моем Instagram. Таким образом собрали деньги на еще одно авто - так производство машин встало на поток.
- Читала, что вы планировали делать 5 машин в неделю, у вас это получается?
- Нет, 5 машин в неделю - это нереально. Раньше один багги мы делали 2 месяца, а сейчас благодаря помощи людей можем сделать за 2 недели. При этом за полмесяца мы делаем одновременно 5-6 багги.
Однако сроки производства очень относительны. Бывает, начинаем делать багги, а чего-то не хватает. Тогда заказываем детали - и процесс затягивается.
11 машин уже «воюют» на фронте
- Сколько ваших багги уже на фронте?
- Сейчас «воюют» уже 11 машин. Еще 15 потихоньку собираются в цеху.
- А сколько людей участвует в процессе производства таких автомобилей?
- Примерно 6-7 человек.
- Производство багги стало возможным благодаря донатам?
- Да, мы делаем машины за счет людей, которые жертвуют нам деньги. И сейчас 10 новых машин, которые мы начали делать, у нас закупил фонд Сергея Притулы.
- На автомобили уходит все свободное время?
- Да, абсолютно. Мы не принимаем никаких других заказов - наш семейный бизнес сейчас остановился.
- Багги вообще для чего нужны в армии?
- Наши багги созданы для специальных групп подразделений ВСУ, для спецназа, ДРГ, разведки.
Багги не предназначены для штурма. С танками, конечно, воевать он не сможет. Но такие машины могут тихонько куда-то подъехать, выстрелить – и уехать.
За счет чего есть возможность наносить удар? Самого оружия и разрешения на него у нас нет – мы делаем только крепление под него. Создаем крепление под каждое подразделение. Во время боевых действий военные устанавливают тот вид оружия, которой им нужен. А еще багги подходят для транспортировки больных, раненых или боеприпасов.
- Эти автомобили могут ездить бесшумно?
- Нет, они довольно шумные, но не до такой степени, как другая военная техника. Мы стараемся сделать их максимально тихими.
Шума не издают только электрокары. Однако делать электрику сейчас сложно: есть проблемы со светом в некоторых точках, да и механики из бригады пока не умеют работать с электрокарами. Сейчас почти все на солярке, поэтому продолжаем работать в привычном ключе.
Очередь на два месяца вперед
- А чем занимаетесь вы и как помогаете отцу?
- Я занимаюсь предпринимательством и маркетингом с 18 лет. Сейчас получаю второе высшее образование, но обучение у меня всегда шло где-то с боку. Все маркетологи имеют социальные сети. В моем Instagram довольно много подписчиков. За счет своих возможностей в онлайн-маркетинге нам проще находить нужные детали для багги и коммуницировать с фондами. Так я нашла Сергея Притулу, который нам помогает. Моя работа заключается в этом. Мужчины у нас работают руками – делают багги, а я больше сбоку.
- Фонд Притулы помогает во всем?
- Не во всем, это частичная помощь. У Сергей Притулы были деньги, которые мы вложили в 10 багги, но 15 других мы сделали не за его счет. В частности, 5 багги мы купили за деньги военных.
- Многие хотят приобрести такую машину?
- Очередь на багги уже на 2 месяца. Нам каждый день звонят около 5 военных, говорят, что могут привезти деньги, а вы, мол, делайте машину. Мы соглашаемся и предупреждаем, что багги будет готов минимум через пару месяцев.
- Багги чем-то отличаются друг от друга?
- Они отличаются, как я уже говорила, только креплением под конкретный вид оружия. Военные вносят свои коррективы - говорят, где им лучше сделать подвеску, кому-то нужно «стекло». Но главное отличие в том, что каждый следующий багги немного лучше предыдущего.
Багги — одно- или двухместный спортивный автомобиль высокой проходимости для езды по бездорожью и гонок по пересеченной местности.
По словам Владимира Садыка, в военное время багги подходит для разведки, работы снайперов, ДРГ и партизанской войны.
На таком автомобиле можно размещать пулеметы, гранатометы, установить Стугна-П, РК-3 «Корсар», перевозить раненых, доставлять боеприпасы и провиант до 150 кг.
Владимир Садык изготавливает багги из легкодоступного материала, чтобы в случае поломки военные самостоятельно могли его отремонтировать.
Вес машины около 600 кг. На автомобиле установлен двигатель ВАЗ.
Цена одного багги - около 5000 долларов.