Бомбоубежища, или Чему нам стоит поучиться у Израиля

В Украине собираются кардинально поменять систему укрытий.

facebook.com/VestyIsrael

Бомбоубежище в каждый дом – это наша реальность и, похоже, наше будущее. В Верховной Раде уже появился законопроект о разворачивании системы укрытий по всей стране. Его авторы, опираясь на опыт Израиля и Швейцарии,  утверждают, что Украине необходима сеть «защитных сооружений гражданской защиты (бомбоубежищ), которые будут обеспечивать безопасность гражданам от военных преступлений, ежедневно совершаемых вооруженными силами русских террористических войск».

Одна из авторов законопроекта – народный депутат Елена Шуляк отметила: война показала, что в Украине мало надежных укрытий, а те, что есть – не всегда подходят под понятие убежища: в них нет доступа к системам водоснабжения и водоотвода, не оборудованы эвакуационные выходы, там нет возможности хранить продукты питания. То есть о защите находящихся там граждан можно и не говорить.

Поэтому предлагается безотлагательно построить и переоборудовать сеть бомбоубежищ, особенно в новостройках, и ввести требование к строительству новых зданий – обязательное наличие укрытия. Эти укрытия должны быть в состоянии полной «боевой» готовности, то есть принять граждан в течение 12 часов, обеспечив их всем необходимым.

Наш печальный опыт

Безусловно, законопроект хороший, хотя и можно назвать его не очень-то своевременным. О наличии укрытий и убежищ неплохо было бы заботиться властям городов и громад начиная с 1945 года, ну а уж с 2014-го вообще – не дожидаясь законопроектов и не ссылаясь на опыт Израиля. Увы, уже имелся свой опыт в Донецке и в Луганске.

- Летом 2014 года мы обнаружили, что бомбоубежище, которое стояло у нас во дворе еще с 50-х годов, заварено наглухо, и где ключ – никто не знал. Вскрывали его долго с помощью пилы-«болгарки». Когда зашли, обнаружили там воду по колено и плавающие банки с консервацией родом, наверное, из 90-х. Поняли, что оно непригодно для укрытия людей, поэтому спешно оборудовали подвал в подъезде: несли туда стулья и скамейки, запас воды. Летало над нами уже здорово, и, сидя в подвале, мы страшно боялись, что сейчас попадет в дом, он завалится и похоронит нас живыми, - поделился житель Донецка Артем Антоненко.

Другой дончанин, житель Петровского района Игорь, поведал, что в бомбоубежище возле их дома (тоже построенного примерно в 50-60-х годах) жили люди из их района и не пускали  туда посторонних, заявляя, что «их и так тут много».

- В центре Донецка укрытия были просто закрыты на ключ, и предлагалось, когда начинался обстрел, сначала побежать в другой дом, найти ответственного за ключ, вернуться, открыть убежище… Да ну нет, никто этим не собирался заниматься! Кто дома сидел в ванных, кто в подвалах, - отметил Игорь.

Еще 8 лет назад, перед войной в Донецке проходили проверки укрытий и убежищ, и, как рапортовали власти города, все они были готовы к защите жителей. На поверку часть укрытий были затоплены, часть не смогли открыть, а некоторые были даже выкуплены и являлись частной собственностью.

К сожалению, этот печальный опыт никто не принял во внимание, и последние 6 лет убежища по всей стране оставались в том же состоянии, что и в 2014 году в Донецке.

Израильская система

Что же касается опыта Израиля, который ставят в пример авторы законопроекта, то страна, которая долгое время живет в состоянии затянувшегося военного конфликта, решила проблему укрытий давно.

- Уже очень давно все дома в Израиле строятся с комнатой-укрытием или с убежищем – на иврите такая комната называется «мамад». Это прописано и в документации на новые дома. К слову, это не какая-то специальная комната или подвал. Обычное жилое помещение  в квартире, с мебелью, обоями, ковриками… Это может быть гостиная или спальня. Но!

Стены мамада значительно крепче других – раз. У окна есть стальная закрывающаяся изнутри ставня – два. Дверь в эту комнату имеет сложный замок и тоже прочнее, чем другие, потому что тоже стальная, - рассказала «КП в Украине» жительница израильского города Ор-Акива Элина. – В обычное время тут живут, спят, учатся, смотрят телевизор или играют, а если прозвучит сирена и всем скажут пройти в убежища, все, кто есть в квартире, пойдут в мамад, закроют окно и буду спокойно ждать, когда прозвучит отбой. В этой комнате есть запас воды и несоленых крекеров, которые мы периодически съедаем, но подкладываем новые.

Также, по словам израильтянки, укрытия есть в торговых центрах, кинотеатрах, в учреждениях, в подъездах и для целого квартала – в общем, везде, а также есть и общественные убежища, если сирена тревоги застала людей на улице.

- В наших школах есть уроки, на которых дети тренируются быстро и организованно спускаться в убежище без паники и давки. Спускаться – в прямом смысле этого слова, безопасные помещения оборудованы в самих школах, на улицу выходить не нужно. Солдаты на базах тоже тренируются, да что там – я работаю в магазине, и мы иногда устраиваем себе вместе с другими продавцами «тренинг». А как иначе, если мы не хотим быть убитыми бомбами?

Впрочем, нельзя говорить, что Израиль на 100% оборудован комнатами-убежищами. Но если израильтянин будет продавать квартиру с мамадом, он обязательно укажет это в объявлении и может рассчитывать на хорошую цену и большой спрос. А как иначе, никто же не хочет быть убитым бомбами…

Швейцария готова уйти в укрытие всей страной

Славящаяся своим двухвековым военным нейтралитетом Швейцария, тем не менее, готова защищать своих граждан ежеминутно. Правила возводить дома с бомбоубежищами в стране не являются обязательными для застройщиков, однако их вписывают в проект. На крайний случай, значительно укрепляют цокольный или первый этаж, чтобы он мог играть роль укрытия. Если в доме нет бомбоубежища, то жители платят небольшой налог на содержание общественного укрытия, расположенного в другом месте.

Народный депутат Елена Шуляк не так давно отмечала: в мирной тихой Швейцарии на сегодня имеется 360 000 мест в укрытиях для людей и 5100 общественных бомбоубежищ на более чем один миллион мест. То есть «если завтра война», Швейцария обеспечит защиту 8,6 млн человек. А это 100% населения этой страны. Владельцы бомбоубежищ должны следить за ними самостоятельно.