Четкие, эмоционально окрашенные показания Виктора Медведчука против Петра Порошенко вернули нас в эпоху внутренних политических баталий, которые казались забытыми из-за войны.
Кум Путина предоставил Петру Алексеевичу главную роль в скандальных коррупционных схемах, не стесняясь называть фамилии и должности его якобы подельников. Служба безопасности Украины выложила в открытый доступ не только видео, но и иллюстративный материал.
Какая у акции цель и что за этим может последовать?
1. Можно ли нарушать тайну следствия?
Показания Медведчука по делу о торговле углем с ОРДЛО и срыве поставок южноафриканского угля не стали большой сенсацией. Об этом много писали в СМИ, показывая ситуацию с разных точек зрения. Но одно дело - мнения журналистов и экспертов, другое – показания ключевого фигуранта уголовного дела. Узнав, чем располагает следствие, теоретически, тот же Порошенко может предпринять ответные меры, вплоть до бегства. Потому сейчас в адрес Службы безопасности Украины летят упреки, что задолго до суда (если суд вообще состоится) она беззастенчиво раскрыла тайну следствия. А в Уголовном кодексе по этому поводу есть целая статья.
- Преступлением считается разглашения данных оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования, когда оно совершено без письменного согласия следователя. Если сам следователь посчитает нужным обнародовать информацию о ходе расследования и даст разрешение, это законом разрешено, - разъясняет управляющий партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
2. Почему СБУ, а не ГБР?
Расследование «угольного дела», в рамках которого Виктор Медведчук и Петр Порошенко получили подозрения, ведет Государственное бюро расследований. Оно же до недавнего было основным комментатором. Откровения Виктора Медведчука записывали в СБУ.
- Очевидно, представители Службы безопасности входят в следственную группу вместе со следователями ГБР. Нарушений в таком случае нет, - отмечает Ростислав Кравец.
3. Могут ли открыть против Порошенко новое дело?
Помимо руководящей роли в торговле углем с ОРДЛО, Медведчук уличил Порошенко в том, что тот для своей личной пользы вывел из государственной собственности нефтепровод «Самара - Западное направление». Сам Медведчук в этой схеме выполнял якобы только роль посредника между тогдашним президентом Украины и Путиным.
- Он обратился ко мне, чтобы я переговорил с президентом РФ Владимиром Путиным, чтобы «Транснефть» смогла продать эту трубу и чтобы можно было выкупить трубу, как потом выяснилось, господином Порошенко, - заявил Медведчук.
Подследственный также назвал сумму сделки, которая проводилась через фиктивные договора: 23 миллиона долларов. И подсчитал выгоду, полученную Порошенко: 41-42 миллиона долларов в год. База для нового «дела Порошенко» есть.
- Можно открывать сколько угодно новых уголовных производств, но слова Медведчука придется подкреплять другими доказательствами. И ключевую роль будет играть то, что Медведчук скажет в суде, - говорит Ростислав Кравец.
4. Грозит ли Порошенко арест?
Экс-президента прокуратура просила посадить в СИЗО по «угольному делу», однако суд дал самую мягкую меру пресечения - личное обязательство являться к следователю по первому требованию. Если вдруг сейчас решат открывать новое производство и экс-президенту предъявят подозрения, следствие может опять поставить вопрос об аресте с альтернативой залога.
Однако вряд ли оно займет жесткую позицию во время войны в Россией, опираясь на слова кума Путина.
5. Кого могут допросить?
После откровений Медведчука следствие может устроить ему и Петру Порошенко перекрестный допрос, чтобы дать право на ответный ход.
Также теоретически должны допросить всех, кого Виктор Медведчук упомянул как пособников Порошенко. А это экс-министр МВД Арсен Аваков, бывшие генеральные прокуроры Виталий Ярема (по угольному делу), экс-глава СБУ Василий Грицак, бывший народный депутат Игорь Кононенко и еще ряд лиц.
- Можно допросить даже Валерию Гонтареву из Великобритании по линии международно-правовой помощи, и ее давно нужно было допросить. Но решающими, повторяю, станут показания, данные в суде, - комментирует юрист.
6. Может ли Медведчук пойти на сделку со следствием?
Многие восприняли видео признаний Медведчука как готовность пойти на сделку со следствием. «Пакет» фамилий в теме Порошенко показывает, что кум Путина выдает организованную группу, называет сообщников, а это одно из условий такого соглашения.
- Теоретически сделка возможна. Но в подозрениях, которые предъявлены Медведчуку, фигурируют тяжкие статьи. Поэтому сделка вряд ли будет утверждено судом, - предполагает Ростислав Кравец
7. Могут ли Медведчука обменять до суда?
Об обмене Виктора Медведчука на украинских военнопленных заговорили сразу после его задержания. Потом отложили вопрос до проведения допросов, а сейчас он снова на слуху в связи с событиями на «Азовстали».
В «Европейской солидарности» уже заявили, что Медведчук считал с экрана заказной текст, чтобы его перевели в лучшие условия содержания либо пообещали на обмен.
- И это теоретически возможно. Изменения в Уголовно-процессуальном кодексе, которые приняты с учетом военного положения, позволяет представить в суд видеофиксацию показаний. Но это все равно остается слабым доказательством, - считает Ростислав Кравец.
Адвокат также отмечает, что отъезд кума Путина в Россию не лишит его возможности выступить в украинском суде по видеоконференции. И, вероятно, он будет в этом заинтересован.
Комментарий политолога
Сторонников потеряет и Порошенко, и Зеленский
- Намеки на сотрудничество Медведчука и Порошенко звучали и в период правления Петра Алексеевича. Не знаю, почему для некоторых это новость и сторонники Порошенко с такой агрессией бросились защищать своего лидера. Для какой-то части населения все, что сказал Медведчук, не является информационной бомбой. И как только Медведчука задержала СБУ, было очевидно, что он будет давать показания, в том числе против Порошенко.
Они давние партнеры в политике, у них большой совместный опыт. Порошенко, как известно, имел отношение к СДПУ(о) – партии Медведчука. Сегодня произошла просто формализация этого скрытого сотрудничества. Неприятный сюрприз для фанатов Порошенко, - говорит политтехнолог Олег Постернак.
В соцсетях пишут, что началась подготовка к выборам. Политолог считает, что это так.
- Выборы будут после окончания военного положения. Процентов на 80 это действительно подготовка. Сейчас все декларируют, что идет война, военные приоритеты должны быть на первом плане, политика - на втором. Но это в теории. На практике в любой воюющей стране война – это продолжение политики, в том числе внутренней. Мы сейчас не может говорить, что это специально организованная кампания против Порошенко. Так можно судить, если бы уголовные дела начинались сейчас. А это продолжение, воля обстоятельств, которые для Порошенко сложились неудачно.
Однако откровения Медведчука просто так не забудутся, считает политолог. Они повлияют на политическое будущее.
- Рейтинг Порошенко явно упадет. Рейтинг «Евросолидарности» не так сильно, но будет сужаться. И Зеленский потеряет часть своего электората. Это те люди, которые симпатизировали Порошенко, но стали поддерживать Зеленского, считая, что самое важное сейчас - это единство, консолидации власти и оппозиции. Такой запрос был настолько силен, что активность правоохранительных органов в отношении Порошенко воспринимается негативно.
Кого еще «сдал» Медведчук
Кроме Виктора Медведчука и Петра Порошенко в уголовном производстве фигурируют такие лица:
Владимир Демчишин
Бывший министр энергетики и угольной промышленности Украины, находится в бегах. По версии Медведчука, после отставки «непослушного» Юрия Продана он специально был назначен на пост министра, чтобы продвигать торговлю с ОРДЛО. Лишился должности после отставки всего кабинета Яценюка.
Подозрение в содействии террористической группе было заочно предъявлено 12 ноября 2021 года. Демчишину инкриминируют, что он назначил руководителями госпредприятий на оккупированных территориях представителей «Л/ДНР» и заставлял составлять с ними соглашения.
В декабре 2021 года Печерский суд арестовал корпоративные права и недвижимость Демчишина, Украина подала заявку на его международный розыск.
Сергей Кузяра
Бизнесмен из Донецка. В монологе Медведчука не фигурирует. По версии следствия, был организатором финансирования операций с углем, подбирал для этого предприятия и директоров, контролировал погрузку вагонов, отчитывался кураторам с украинской и российской сторон.
На момент начала расследования Кузяра находился на подконтрольной территории Украины и выехал в Турцию, рассчитывая оттуда перебраться в Россию. Был пойман и экстрадирован в Украину, взят под арест. В январе 2022 года выпущен из СИЗО под домашний арест.
Отрицает свое знакомство с Медведчуком и Порошенко.
Валерия Гонтарева
Глава Нацбанка Украины в 2014 – 2018 годах. После отставки уехала в Лондон. О ее возможной причастности к «угольному делу» глава СБУ Иван Баканов намекнул в октябре 2021 года.
По версии Медведчука, Гонтарева должна была открыть счета в Донецке и Луганске для безналичного расчета за уголь. Однако она потом отказалась, и было принято решение поставлять туда деньги через систему инкассации, то есть наличкой.
Сама Гонтарева в различных интервью свое знакомство с Медведчуком и причастность к скандальному делу отрицала.
Игорь Кононенко
Бизнесмен, народный депутат 8-го созыва, лицо, приближенное к Порошенко. Его роль, с точки зрения следствия, не раскрыта, статуса нет.
По версии Медведчука, Кононенко предложил кандидатуру Кузяры на роль организатора поставки угля и помогал устранять с поста не согласного с этим министра Продана.
Высокопоставленные лица, чьи фамилии не назывались
Фигурируют руководители правоохранительных органов, которые помогали срывать договоренности о поставках угля из ЮАР и открыли уголовное дело на директора государственного предприятия «Укринтерэнерго» Владимира Зиневича.
Известно, что главой МВД был в то время Арсен Аваков, а генпрокураторой руководил Виталий Ярема.
Их фамилий Медведчук не называл, зато вспомнил Василия Грицака, который в должности зампредседателя СБУ и руководителя АТО осуществлял инкассацию денег за уголь в ОРДЛО.