Металлургический комбинат «Азовсталь», который называли городом в городе, сегодня стал городом-крепостью. Благодаря подземной части завод два месяца остается последним укрепрайоном украинской армии в Мариуполе.
О том, как строился завод, «КП в Украине» рассказал директор ВДНХ Евгений Мушкин, чей дедушка был главным инженером-проектировщиком в период расцвета металлургического комбината, в 1960 – 1980 годах.
Дедушке посчастливилось дважды остаться в живых
- Евгений, кем был ваш дедушка? Что он рассказывал о металлургическом комбинате?
- Мой дедушка - Гольдштейн Исаак Яковлевич - проектировал «Азовсталь». Он был главным инженером проекта (ГИП) «Азовстали», которую сегодня вместе с Мариуполем защищают лучшие военные Украины.
Перед тем как спроектировать легендарный завод, дедушка прошел всю войну с 1941 по 1945 год. Когда она началась, ему было 19 лет.
У дедушки были шансы стать директором проектного института. Однако дедушка - еврей, а это «пятая графа» в Советском Союзе. Несмотря на это, он стал главным инженером проекта."]
В студенческие годы он проходил производственную практику, работал на металлообрабатывающем станке. Его забрали на фронт прямо в рабочей спецовке. Пока ребят вели в воинскую часть, он встретил соседку и попросил передать маме, чтобы та не ждала его вечером.
У дедушки были шансы стать директором проектного института. Однако дедушка - еврей, а это «пятая графа» в Советском Союзе. Несмотря на это, он стал главным инженером проекта.
Всем студентам выдали по 2 патрона. Каждому второму – по одной винтовке. Ребята с оружием должны были идти первыми. Если кого-то из них убивали, те, кто находился поблизости, должны были взять винтовку погибшего, чтобы использовать свои 2 патрона. В бою дедушку ранили в ногу, и это спасло ему жизнь: он попал в последний эвакуационный поезд. В живых осталось только 70 ребят из 3000 - это 2%.
3000 студентов без опыта в военном деле советские власти бросили на защиту Днепропетровска от хорошо вооруженной фашистской армии. Потом им установили памятник у Дворца студентов в парке Шевченко.
- Невероятно…
- Дедушке посчастливилось выжить дважды. Спустя несколько лет уже другие 3000 солдат прорывали блокаду Ленинграда, среди которых был мой дедушка. Немцы взяли их в окружение - год-полтора ребята вели партизанскую войну внутри блокады. Их вычислили и начали бомбить.
Когда началась бомбежка, дедушке удалось спрятаться в расщелину большого дерева. Он получил осколочное ранение в шею: с одной стороны осколок вошел, а с другой - вышел. Но он снова выжил. Я помню этот шрам на его шее.
После войны дедушка закончил металлургическую академию, работал прокатчиком, а потом уже начал работать инженером. Через 10-15 лет он стал главным инженером проекта «Азовсталь».
Территория «Азовстали» - это 4,5 Княжества Монако
- Что ваш дедушка рассказывал о заводе?
- «Азовсталь» - один из самых крупных заводов в мире. По территории – как три ВДНХ, а ВДНХ – это 1,5 Княжества Монако. Итого, завод занимает 4,5 Княжества Монако.
1960 - 1980 годы - время расцвета «Азовстали»: тогда открывались основные прокатные металлургические цеха. В то время завод славился тем, что выпускал листовую сталь 3,6 метра
«Азовсталь» построили в 1933 году, и с тех пор все время развивали и достраивали. Дедушка был главным инженером проекта в 1960 - 1980 годы. Это время расцвета «Азовстали»: тогда открывались основные прокатные металлургические цеха. В то время завод славился тем, что выпускал листовую сталь 3,6 метра – СТАН. Было много и других цехов.
За проектирование всех металлургических заводов-комбинатов в Украине отвечал «Укргипромез» – Украинский государственный институт по проектированию металлургических заводов. Он находится в Днепре, откуда я родом. Еще один такой институт находился в Москве. Но у нас был свой, который полностью обеспечивал потребности Украины и других республик Советского Союза.
- Как работали проектные институты?
- Когда начинался новый проект, под него сразу привлекали специалистов. В рамках проекта главный инженер фактически является директором по всему проектированию. Это специфика проектных институтов и проектного управления.
По словам друга семьи, с которым работал дедушка, у него были шансы стать директором проектного института. Однако дедушка - еврей, а это «пятая графа» в Советском Союзе. Евреям редко давали возможность занимать руководящие должности. Несмотря на это, дедушка стал главным инженером проекта. Говорили, что он гениален и вариантов не было: немногие могли бы управлять проектами такого масштаба.
Нашел на заводе семейное счастье
- Что рассказывал дедушка о своей работе?
- Говорил о порошковой технологии производства стали в прокате, которую они придумали и использовали в цеху.
Когда идет производство, порошок попадает в воздух, а это гремучая смесь: очень взрывоопасно. Они решили в ходе производства использовать азот из другого цеха. Подавали его в нужный цех, поддерживали давление, чтобы внутри помещения не было кислорода, - так было безопасно и для людей, и для оборудования.
- Ваша бабушка тоже имела отношение к металлургии?
- На всех металлургических заводах Украины все центрально-измерительные лаборатории проектировала моя бабушка. Она была руководителем группы. И когда трудилась над «Азовсталью», отчитывалась перед дедушкой – приходила и сдавала ему работу.
Они познакомились в начале 80-х годов в рамках работы над «Азовсталью», полюбили друг друга и поженились. Дедушка был вторым мужем бабушки, а бабушка - его второй женой. На момент знакомства оба были вдовцами.
Не сомневаюсь, что «Азовсталь» отстроят
- Ваш дедушка всю жизнь занимался проектированием?
- Да. Он металлург, прокатчик и всю жизнь посвятил проектированию. В начале 90-х стал, как сейчас говорят, фрилансером. Работал главным проектировщиком - собирал проектные команды, брал заказы от металлургических заводов и обеспечивал людей работой. Иногда приносил работу домой. Помню, как они вместе с бабушкой сидели над чертежами, обсуждали их, согласовывали.
- А помимо работы, что вы помните о дедушке?
Не сомневаюсь, что «Азовсталь» отстроят. Этот завод был одним из главных кормильцев по валютной выручке Украины за все 30 лет независимости.
- В детстве дедушка учил меня физике: он был технически подкован и отлично в ней разбирался. А вот музыкального слуха не имел совсем. Он поражался, как мы с братом играем на фортепиано и гитаре. Сам не умел петь, но при этом был гениален в математике и физике.
- Как вы думаете, сколько понадобится времени на восстановление «Азовстали»?
- Пока сложно судить. Восстановление завода зависит от объема разрушений. Не сомневаюсь, что «Азовсталь» отстроят. Целесообразно восстанавливать завод по новым технологиям. Я уверен, будут и льготные кредиты, и поддержка государства. Со слов моих знакомых, которые работали с дедушкой, этот завод был одним из главных кормильцев по валютной выручке Украины за все 30 лет независимости. «Азовсталь» производил очень много продукции. Это очень важный комбинат в экономике страны.
Не сомневаюсь, что завод начнут отстраивать, как только наша армия выдворит орков из Мариуполя. Но сколько займет времени его восстановление – пока неизвестно. В любом случае, это будут годы.
СПРАВКА «КП»
- «Азовсталь» был построен в период сталинской индустриализации. Изначально американские проектировщики предлагали разместить город в Таганроге.
- Территория завода «Азовсталь» с 41 цехом занимает 11 км&³2;. Подземная часть завода состоит из 5 уровней, общая длина туннелей составляет более 20 км.
- Система бомбоубежищ была создана еще в советское время. Бомбоубежище строили почти в каждом цехе, чтобы люди могли работать, несмотря на войну. 36 укрытий «Азовстали» могут вместить до 12 000 человек.
- 12 августа 1933 года доменная печь № 1 выдала первый чугун.
- Первым директором «Азовстали» стал Яков Гугель. В 1937-м его расстреляли.
- В 1935 году на «Азовстали», помимо чугунного производства, начало действовать сталеплавильное производство: вступила в строй первая в СССР 250-тонная мартеновская печь.
- Когда началась Вторая мировая война, все мощности «Азовстали» работали только для фронта. Осенью 1941 года большая часть завода была вывезена на Урал, печи остановились.
- В 1943 году завод взорвали немцы, когда уходили из Мариуполя. В самом городе было уничтожено 85% зданий.
- Масштабное восстановление «Азовстали» началось в 1944 году. В 1945 году завод снова работал.
- В 1948 году «Азовсталь» начала производить рельсы для железных дорог. 2/3 дорог бывшего СССР выложены рельсами «Азовстали».
- Предприятие приносило около 10% ВВП. В 1996 году завод вошел в «Метинвест». В 2000-м «Азовсталь» модернизировали. Здесь работало более 10 000 человек.
- Сложные времена завод переживал в 2014 году, когда остался без угля из донецких шахт. Однако уже в 2016-м объем производства начал восстанавливаться.