«Укрпочта» разошлась не на шутку. Вслед за маркой «Русский военный корабль, иди нах**» предприятие намерено запустить в оборот изображение легендарного пса Патрона и победителей «Евровидения-2022» Kalush Orchestra.
Однако на пятки нашим «почтовикам» наступают почтовые службы других стран: марки, посвященные Украине, выпустили Эстония, Австрия, Люксембург, Хорватия. Правда некоторые из них выпускали так называемые полупочтовые марки, где номиналы указываются через знак «+». Основная цена почтового сбора, а после плюса – средства, которые от реализации пойдут на благотворительные цели. Тогда как в большинстве современных марок «Укрпочты» указываются не цифры, а буквенные обозначения. Так на марке с потопленным российским крейсером стоит буква W.
Но всех, похоже, переплюнула Сьерра-Леоне. В этой далекой африканской стране выпустили марки, посвященные украинским спасателям, летчикам, президенту Украины Владимиру Зеленскому и… даже Арнольду Шварценеггеру и Папе Римскому на фоне нашего желто-голубого флага.
Откуда такой фанатичный интерес?
Пополняют бюджет страны
Война Украины с рашистами потрясла весь мир. Это уже не локальный конфликт: о ней говорят на всех континентах.
- Сьерра-Леоне - достаточно бедная африканская страна, потому массовый выпуск марок на разнообразную тематику характерен для таких государств. Выпуск филателистической продукции здесь рассматривают как дополнительный способ наполнения бюджета. Обратите внимание, что европейские страны не выпускают и близко такого огромного количества марок, как страны Африки и Океании, - поясняет «КП в Украине» автор «Блога филателиста» Владимир Цёмра. – Сьерра-Леоне, Бурунди, страны Океании наводнили филателистический рынок своими марками. Например, последние несколько лет Бурунди, выпускала серии марок, посвященные едва ли не каждому известному нам животному и растению. А тут война в самом сердце Европы! Такое резонансное событие просто не могло остаться незамеченным.
Является ли филателия популярным хобби в таких странах? Вряд ли. Это достаточно дорогое увлечение, а население тут особыми доходами похвастать не может.
- То, что выпускает Сьерра-Леоне – это фантики. Почему так? Во-первых, там не такой большой почтовый оборот - эти марки, фактически, спекулятивные. Они предназначены для торговли в других странах, - продолжает наш эксперт. - Во-вторых, сюжеты почти одинаковы, их художественное качество не очень высокое. Нет какого-то особенного символизма и красоты. В-третьих, изготовляются они, скорее всего, где-то в Европе по стандартной схеме печати, без дополнительных элементов защиты.
Все эти факторы делают такую продукцию, с точки зрения филателии, не очень привлекательной. Цена на них достаточно низкая: от 100 до 280 гривен (Владимир Зеленский самый дорогой). Тогда как тот же «Русский военный корабль…» на eBay стоит от 300 до 400 долларов.
Ну сравните сами: у нас, прежде чем выпустить марку, проводят общественное обсуждение, конкурс на лучший эскиз, учитываются мысли и пожелания филателистического сообщества, и все это не только ради эстетики, но и большой содержательной нагрузки.
С ныне живущими не принято выпускать
- Во Всемирном почтовом союзе (ВПС) есть определенные нормы: каждая страна должна выпускать свои марки. Какие-то международные проекты, подчеркивающие историю государства, его науку и культуру, - говорит администратор группы в соцсетях «Филателия Украины» Андрей Кирнос. - Есть определенные требования к деятелям. Например, Украина выпустила марки, если я не ошибаюсь, с Джамалой, Русланой и Кличко. И первым, ныне уже покойным президентом Украины. Больше с нашими современниками марки у нас не выпускались, именно потому, что эти люди живы. Обычно выпускаются изображения либо монарших лиц, где есть монархия, и, возможно, на инаугурацию. Но не более того.
Почему тогда в Сьерра-Леоне напечатали вполне себе здравствующего Владимира Зеленского? Ответ один - общими филателистскими принципами в этой стране не руководствуются. Зеленский сейчас популярен во всем мире, и, по логике, марки с его изображением могут неплохо продаваться. Здесь расчет не на профессиональных филателистов, а скорее на широкого пользователя.
- Обычно марки выпускаются немного большим тиражом, чем необходимо для почты государства. Это внешние обязательства каждой страны: часть своих марок передавать в ВПС, - объясняет Андрей Кирнос. – А в африканских странах марки часто даже не бывают в обороте внутри государства, потому что потребность в них не очень велика. Почти все рассчитано на филателистических дилеров.
Тем не менее радует тот факт, что даже таким путем идет популяризация Украины во всем мире. Так даже в далеком Сьерра-Леоне узнают о войне в Украине, о том, что мы сильная страна, достойно сражающаяся с брошенными ей вызовами.
- Сегодня война в Украине является номером один в информационном поле всего цивилизованного мира. Филателия в этом плане не исключение. Выпуск марок Хорватии «За мир в Украине», Польши «Мы с вами», Литвы, Эстонии и других стран тому подтверждение. Мне кажется, что в ближайшем будущем тематика русско-украинской войны станет отдельным большим направлением в филателии, потому стоит ожидать новых выпусков марок, посвященных этой войне, - заключил Владимир Цёмра.