В последнее время риторика российской пропаганды поменяла свою тональность: отчасти поубавилось кондового ура-патриотизма и шапкозакидательства. На российском ТВ все меньше говорят об Украине, куда-то пропала литера Z. Зато начали больше говорить о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО, а также сотрудничестве Москвы и Китая и других темах.
«КП в Украине» выясняла у украинских политологов, почему так происходит. Ведь телевидение – это основной инструмент манипуляции общественным сознанием в России.
Олег Жданов, эксперт по вопросам международной безопасности:
- В руководстве России наступает понимание реальной ситуации в войне с Украиной. Например, посол России в США ни с того ни сего заявил, что Россия никогда не капитулирует. Его же за язык никто не тянул, да и мы его не просили об этом. А прорвалось. Значит, там есть трезвые люди, которые, в отличие от Путина, понимают, что происходит в реальности. И это мнение формируют победы украинских ЗСУ и повышение наших боевых возможностей.
Владимир Фесенко, политолог:
- Да, действительно, независимые и вменяемые российские эксперты отмечают снижение пропагандистского угара на росТВ. Например, один из самых оголтелых российских пропагандистов Сергей Марков на днях опубликовал статью, в которой просто поет дифирамбы украинской армии. Лукашенко такие же дифирамбы нашей армии вдруг начал выдавать.
Владимир Фесенко: Ура-патриотический психоз может выстрелить в ненужном для Кремля направлении – ударить по сами российским властям.
Это все свидетельство того, что военные поражения России в Украине заставляют россиян более реалистично оценивать ситуацию. Забуксовало наступление на Донбассе – а его ура-патриотизмом не пояснишь. Теперь россиянам поясняют, что у украинцев есть хорошая армия, правда с оговоркой, что ее готовило НАТО.
Кроме этого, причина того, что российские пропагандисты сбавили обороты, поясняется тем, что в Кремле начали понимать, что с пропагандой они явно перебрали. Она уже начала работать как машина военной истерии – «война до победного конца». А «победного конца» и не видать. Это уже очевидно для многих кремлевских начальников. И они дали команду поубавить эту истерию. Иначе возникает диссонанс между реальной ситуацией на фронте и телекартинкой. И этот ура-патриотический психоз может выстрелить в ненужном для Кремля направлении – ударить по сами российским властям.
Олег Саакян, политолог:
- Все дело в том, что у России в Украине нет ни одной стабильной победы. А реляция побед на фоне реальных поражений может обернуться против российских властей. Российские войска под натиском ЗСУ вынуждены были уйти из-под Киева и всей северо-восточной Украины. Москва сделала из этого выводы. И там понимают, что любая победа, которую они анонсируют пропагандой, может обернуться большой «зрадой» внутри России. Поэтому они и сбавляют градус, но при этом готовятся к затяжной войне. Поэтому Украине ни в коем случае нельзя расслабляться от того, что приуныли российские пропагандисты.
Антон Кучухидзе, эксперт-международник:
- Российское руководство стало ставить более реалистичные задачи как перед своей армией, так и пропагандистами. Они приземлили свои амбиции и интересы, потому что терпят поражения по многим направлениям. Достаточно сравнить их амбиции 24 февраля и чего они добились сегодня. На поле боя у них нет тех результатов, которые они ожидали. Исходя из этого, Кремлем готовится почва для объяснений своему электорату. А для этого нельзя бесконечно трубить о победах.
Антон Кучухидзе: Кремль готовит почву для объяснения поражений в Украине своему электорату. А для этого нельзя бесконечно трубить о победах.
А кроме этого, риторика российских пропагандистов сейчас меняется потому, что сейчас в мире запущены важные процессы помощи Украине – ленд-лиз, передача тяжелого вооружения, которые призваны обеспечить превосходство Украины в войне. Поэтому уже сейчас в Кремле думают, как оправдывать свои поражения.
А тут уже не до ура-патриотизма. Ведь они за последние 8 лет так «нагрели» свое население, что русские действительно ненавидят нас. А теперь этим «горячим головам» нужно как-то пояснить, почему они не взяли Киев и пол-Украины.
КСТАТИ
Украинский Центр стратегических коммуникаций сообщает, что, согласно данным медиакомпании GroupM, количество россиян, верящих в телеверсию «спецоперации» в Украине, сократилась с 33% в марте до 23% – в апреле.