Тюльпанов столько же, но посетителей меньше
Этой весной в соцсетях многие выставили фото с тюльпановыми полями.
- Тюльпанам не объяснишь, что война, - улыбается хозяйка тюльпанового поля под Черновцами Мирослава Мерешко. – Но чрезвычайного «урожая» цветов в этом году нет – это людям так кажется! Тюльпаны каждый год цветут совершенно одинаково. Это же не фрукт, который может родить через год. Просто во время войны люди начали больше замечать красоту вокруг и обращать внимание на цветы.
А вот самих посетителей в таких локациях стало значительно меньше. Тюльпановые фермеры в ужасе от убытков – в день приходят максимум три человека… Наверное, предпочитают рассматривать красоту в интернете, предполагают они.
В некоторых хозяйствах грустно констатируют – людей стало меньше процентов на 60. Но работают. А другим и вовсе пришлось закрыться. Тюльпаны – недешевое и нелегкое дело, а конкурентов в Украине хватает.
Собирают месяц, как картошку
За Черновцами в 10 км от города возле села Магала открывается потрясающий вид на тюльпановое поле. Два с половиной гектара вплотную засажены цветами. Это не дикорослые цветы, а сортовые, голландские, которым позавидует каждая хозяйка.
- Лет 20 назад мы возили луковицы из Голландии и продавали здесь, - рассказывает, как появилось тюльпановое поле за Черновцами, его хозяйка Мирослава Мерешко. – Но столкнулись с конкурентами, они обошли нас, распустив слухи, что наши тюльпаны не пропускают на таможне. И всех клиентов увели. В итоге у нас осталась фура луковиц! И что делать – не выбрасывать же? Немного посадили возле дома на клумбе, а остальные, чтобы спасти хотя бы что-то, высадили в поле.
И на тюльпановое поле начали заворачивать проезжающие мимо люди. Тогда оно еще не было ограждено и было бесплатным. Из-за кражи тюльпанов и срывания цветов ради фото хозяйка решила оградить территорию. Сначала зарабатывала, продавая тюльпаны с луковицами и на срез, потом ее итальянские посетители надоумили – почему бы не собирать на благотворительность? Ведь ей луковицы достаются не бесплатно, да и работа нелегкая. Сегодня вход со скидкой (для всех – из-за войны) стоит 50 гривен с взрослого и 25 с ребенка. Но многих пускают бесплатно, как и раздают цветы.
Чтобы научиться содержать такое поле практически в одиночку, Мирославе пришлось 20 лет набираться опыта в Голландии. Зато теперь есть чем похвастать.
Помогают ей родные – родители и сестра. Когда-то на поле работали 16 человек, наемных работников, – месяц собирали тюльпаны, как картошку. Потом разбежались – слишком тяжело целыми днями не разгибать спину.
После цветения каждый тюльпан – а их три с половиной миллиона цветков! - нужно сорвать. В июне – выкопать, обработать луковицы, удобрить землю, а осенью, после первых морозов, вновь посадить. Чего большинство хозяев в Украине не делают. Если морозы – делать дымовую завесу, чтобы спасти цветы. Эта технология дает плоды – ею пользуются в Голландии.
Военным цветы дарят
Во время войны тюльпановое поле открыли ненадолго. Денег со многих не брали – большинство переселенцы или волонтеры, военные. Свои разъехались – кто куда.
- Приходит военный, уставший, говорит: «С горячих точек еду, соберите букет - маме», - утирает слезу Мирослава с сапкой в руке. – Разве вы деньги взяли бы? Мы же благодаря им просыпаемся утром... Или с волонтеров, докторов со всего мира, которые к нам приехали, – они же наших людей лечат. С девушек – худюсеньких, но таких мужественных, из Чернобаевки… Мне бы хоть каплю их мужества – я так боюсь всего! А они говорят: «Страшно было только первый день, а потом - нет». Приходят люди, которые выезжали под обстрелами... Наших почти нет – все выехали, вместо них – переселенцы. А им сажать цветы некуда…
Мирослава в этом году сомневалась, открывать ли поле вообще – кому сейчас до цветов? Да и не о них сегодня надо думать. Хотя до боевых действий готовили много чего для сезона – детские фотозоны, новые площадки. Все пришлось отложить.
Первую неделю тюльпаны цвели без посетителей. А потом знакомые уговорили все-таки пускать людей – так ведь семья сможет собрать какую-то помощь ВСУ.
- А если плакать дома в уголке, я точно не помогу, - объясняет Мирослава Мерешко. - До войны люди меньше интересовались цветами - деньги берут верх над людьми. Не знают ценности другой. А теперь больше ценят жизнь, стали добрее, более трепетно относятся к природе, начали ее любить и замечают каждый цветок. Любуются – какая красота!
Когда за Черновцами блекнет тюльпановое поле, начинает цвести лавандовое – за кустами также ухаживает Мирослава.
- Я верю в наших военных, что будет мир и победа за нами. Но в какую сторону нам сейчас двигаться и работать ли вообще – не знаю, нужно ли это кому-то, - вздыхает Мирослава. – И что будет летом? Живем сегодняшним днем, на месяц вперед не смотрим.
Тюльпаны цветут всего две недели, лаванда – три. Чтобы создать этот яркий месяц для посетителей, приходится плотно работать почти целый год.
- Но я это люблю, черпаю от этой работы гормон счастья, - улыбается Мирослава. – Пока замены этому занятию не нашла. И, конечно, работаю ради искренних улыбок и эмоций каждого, кто приходит на поле.