Как только в российских СМИ прошла фейковая новость об украинском пернатом биологическом оружии, у винницкой мастерицы Натальи Дремлюги родилась идея сделать забавную игрушку - боевого гусака. Так увидела свет первая интерьерная птичка. У винницкого гуся есть амуниция, берцы, шлем и, конечно же, суровый взгляд.
Желающие приобрести его завалили мастерицу заказами, и «боевые гуси» начали «разлетаться» по всей стране. Более подробно об этом Наталья Дремлюга рассказала «КП в Украине».
Шьют для армии
- Наталья, чем вы сейчас занимаетесь и как вам пришла идея сделать «боевого гуся»?
- Нас, винницких рукодельниц, - человек двадцать. Леся Зианурова – дизайнер и руководитель нашего творческого коллектива - перевела ателье на «военный режим». Сейчас мы шьем балаклавы, разгрузки, плитоноски для армии, недавно начали заниматься футболками.
Во время работы мы с девочками болтаем о том о сем, смеемся. И одна из тем, которую обсуждали, стал фейк о том, что в Украине якобы есть биологическое оружие – и это гуси. Мы посмеялись над «новостью», а у меня засела мысль, что нужно с этим что-то сделать.
Несколько дней не спала, думала о том, как будет выглядеть мой гусь. Листала иллюстрации разных художников, вдохновлялась скульптурами и мемами в интернете.
Девочки начали вязать гусей с шапочками и очками, но это более детская игрушка, а мне же надо сделать не так, как у всех (смеется). Несколько дней не спала, думала о том, как будет выглядеть мой гусь. Листала иллюстрации разных художников - у них можно взять какую-то идею, вдохновлялась скульптурами и мемами в интернете. Так постепенно родился образ «боевого гуся».
- А сколько вы вообще занимаетесь куклами?
- Я всегда любила шить и вязать, а кукол изготавливаю около трех лет. Однако раньше это были вязаные изделия, но потом увидела в интернете видеоурок о том, как шить игрушки в технике грунтованный текстиль. Решила повторить.
Сперва нужно сшить мягкую куклу, а после покрыть ее растворенным в воде кофе и клеем ПВА. Игрушка становится более плотной и уже не теряет свою форму. Однако эти игрушки не для детей: они достаточно хрупкие. Если ребенок бросит ее или прижмет, она может потерять свой вид. Мои гуси - игрушка интерьерная.
С ботинками подсказали мишки Тедди
- Каким был ваш первый гусь?
- Первый гусь у меня был сидячим, с ножками и крыльями. Сшила ему балаклаву, сделала шлем. Он был бОльшего размера, чем последние изделия. Костюм тогда изготовила из остатков ткани с разгрузок. Для последующих работ начала покупать ткань в магазине, чтобы мои гуси не повторялись. Мне показали, как шить карманы: я ведь швея-самоучка, а по образованию - инженер-конструктор металлорежущих станков и инструментов.
- И как вы учились шить?
- Смотрела разные мастер-классы в интернете. Каждая мастерица делится чем-то своим. Из таких видеоуроков берешь все, что тебе нужно. Моему гусю недоставало обуви. Поэтому я изучала, как шьют ботинки на кукол, на мишек Тедди и на другие интерьерные игрушки. Когда ты знаешь схему и разобрался, как это сделать, уже сам подгоняешь выкройки и дорисовываешь образ, который тебе нужен.
- Много ли времени уходит на одного гуся?
- Много времени занимает подготовительная работа, а сборка проходит быстрее. В целом на одну птицу уходит дней пять. Поэтому я одновременно делаю 3-4 куклы. Шить гуся хоть и недолго, но после покраски нужно время на высыхание. Пока он стоит, шью клюв и крылья. Ботинки собираются из 4 деталей.
- Какова судьба вашего первого «боевого гуся»?
- Я выставила фото своего первого гусака в Facebook, чтобы повеселить своих друзей, – и уже через 2 часа его у меня купили.
- А кто купил? Ваши знакомые?
- Нет, это была незнакомая мне девочка из горячей точки, которая на время войны уехала в Закарпатье. Следующих гусей отправила в Сумы, Киев, Кременчуг. Сейчас снова заказали двух гусей для Киева.
Следующий – петушок на кухонном шкафчике
- Сколько стоит такой сувенир?
- Вообще своих гусей я продаю за 900 грн. Хотя на днях приходили спонсоры, немцы. Один из них сказал, что хочет отвезти сувенир домой. Ему я назвала цену повыше: подумала, что для Германии 900 грн - смешные деньги.
Мне сказали, что образовалась очередь на гусей, потому что я дешево их продаю. Но пусть лучше так, чем изделие за 3000 грн, которое долго будет ждать своего владельца.
Кстати, если возникает вопрос, куда я деваю деньги: недавно друзья собирали на тепловизор – я поучаствовала. Потом мои зятья покупали машину скорой помощи для Харькова - им тоже жертвовала. Да и на материал для изделий уходит немало.
Первого гуся купила незнакомая мне девочка из горячей точки, которая на время войны уехала в Закарпатье. Следующих гусей отправила в Сумы, Киев, Кременчуг.
- «Боевой гусак» - ваша первая кукла на околовоенную тематику. Будут еще?
- Я хотела сделать гусю подружку, чтобы он не был одиноким. А еще загорелась керамическим петушком, который стоял на кухонном шкафчике в разрушенном доме Бородянки. Его несложно сделать, но я пока занята гусями.
Честно говоря, немного устала от них: привыкла делать куклы один раз, а тут у меня уже 7-й гусь. Ну, ничего, пока люди хотят, буду шить.
- Гуси получаются разными по характеру?
- Да. Во-первых, я меняю выкройки, чтобы не повторяться. Один у меня с одними крыльями, другой - с другими. В последнем варианте у меня получилось нечто среднее между рукой и крылом. Это, скорее, имитация крыла. Хотелось упростить работу. Да и гусь лучше смотрится, когда крылышко маленькое.
От того, как ты его наклонишь и где пришьешь ноги, меняется внешний вид изделия. У одного гуся во взгляде читается «Ты чего сюда пришел?!», а у другого - «Я тут главный!». Особенно если сделать животик побольше.
От выражения глаз тоже многое зависит. У одного более грустный взгляд (если реснички вниз опустить), у другого - более насупленный и суровый. Шлем тоже многое меняет. В общем, играюсь (смеется).
- Вы все свободное время посвящаете шитью?
- Так оно у меня и не свободное. Я шью в ателье, а потом прихожу домой и тоже шью. Постоянно занимаюсь шитьем. Мне оно приносит удовольствие - и работа, и хобби одновременно.
Мечты - о мире и ярмарках в Виннице
- Чем вы занимались до войны?
- Я шила куклы, Леся валяла сумки и обувь, кто-то занимался мотанками, кто-то вязал игрушки.
- Какие у вас планы после войны?
У одного гуся во взгляде читается «Ты чего сюда пришел?!», а у другого - «Я тут главный!». Особенно если сделать животик побольше.
- Мы ждем, когда это все закончится. До войны у нас в Виннице постоянно проходили ярмарки – раньше мы собирались у музыкального фонтана. Люди приходят, смотрят, восхищаются, мы общаемся - хорошо! Даже если никто ничего не покупает – можно приятно провести время. Хочется, чтобы все это вернулось.
Нам будет что выставить на новой ярмарке: наши девочки уже вяжут сердечки, боксерские перчатки – одна желтая, другая голубая с вышивкой герба.
- Получаются, ваши коллеги тоже что-то шьют и вяжут на военно-патриотическую тематику?
- Конечно! Мы в каждую разгрузку в плитоноску вкладываем мотанки - вяжем желто-голубое сердечко и кладем его в карман. Очень это ребятам нравится. Говорят, когда они его случайно находят, как будто письмо из дома получают.
- Такие сердечки и мотанки вы кладете для поднятия настроения или как оберег?
- И то и другое: это и оберегает, и радует. А еще вкладываем в карман карточку, на которой пишем, что просим вернуться вместе с нашими подарками! Стараемся поддержать ребят. Иногда к нам и мамы их приходят, берут сыновьям разгрузку. Грустно смотреть на них: каждая мама переживает за своего ребенка. И мы тоже переживаем.