В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 7318 по очищению власти от основателей и членов антиукраинских политических партий. Им хотят запретить баллотироваться в президенты, народные депутаты, в местные советы, мэры, да и вообще в ближайшие 10 лет занимать должности в органах госвласти.
К чему может привести принятие такого закона, «КП в Украине» обсудила с политтехнологом Олегом Постернаком.
Хорошая возможность потопить конкурента
- Олег, идея отчистить власть от представителей антиукраинских партий сейчас вполне актуальна. Почему же тогда многие критикуют этот законопроект?
- Безусловно, люди хотят политической сатисфакции. Поэтому сама по себе идея полного очищения власти от тех, кто ее уничтожал, работая на агрессора – Россию и ее политические прокси-группирования, сейчас в тренде. Общество может положительно принять такой законопроект. Но я бы очертил относительно этого документа несколько моментов.
Первый - прописанные в законопроекте критерии членства в партии являются слишком конъюктурными. С другой стороны, нередки случаи, когда избранные от определенной партии люди не являлись членами этой политической силы. Выходит, на них закон не распространяется? Логично тогда дополнить законопроект нормой о запрете баллотироваться лицам, которые избирались от этой партии.
Второй важный момент: а как подтвердить членство в партии? Оно регулируется внутренними нормами и уставом партии и легко может стать инструментом манипуляций. Моделируем ситуацию: подает человек документы в ЦИК, и в его анкете нет ни слова о партийной принадлежности. А параллельно люди из штаба его оппонента предоставляют в Центризбирком некий документ, что такой-то кандидат являлся членом, допустим, Партии регионов. Как доказать этот факт, если архив «регионалов» сгорел во время пожара в 2014-м? У государства единого реестра членов партий в нашей стране нет.
Олег Постернак: Категоричность некоторых формулировок законопроекта не отвечают духу демократии даже во время военного времени.
Более того, подобную технологию уже активно использовали на местных выборах в 2020 году. В теризбирком партия подавала пакет документов на своих кандидатов. А потом «выплывало», что некоторые кандидаты из списка забыли, утаили или же их подставили - информацию о выходе из рядов другой партии. В итоге, таких кандидатов не регистрировали.
А сколько было случаев, что человек входил в одну партию, потом из нее выходил и создавал новую, которая исповедует диаметрально противоположные идеи. Никогда украинская политика не будет стоять в одной точке, она эволюционирует, развивается. Даже в мировой истории есть очень показательные истории. Уинстон Черчилль – лидер во время войны Великобритании, который смог объединить британцев, был членом Либеральной, а потом Консервативной партии. А под конец вновь изменил свою партийную принадлежность.
И третий момент – репутационные риски на международной арене. Поверьте, у того же Петра Порошенко и Дмитрия Разумкова хватит возможностей для организации кампании противодействия этому законопроекту не только в стенах национального парламента, но и за рубежом. На сегодня для мира Украина является образцом свободной и демократической страны, в которой в том числе чтятся и политические свободы. А если такой закон принять, то это будет равнозначно добавить ложку дегтя в бочку с медом.
По ком ударит запрет
- Если предположить, что этот законопроект примут, по ком он ударит из известных лиц?
- Если такое произойдет, хотя у меня есть сомнение, например, Петр Порошенко не сможет баллотироваться ни на одну избирательную должность (Порошенко входил в СДПУ(о), был сооснователем Партии регионов. - Авт.). Это же касается Дмитрия Разумкова (он якобы был членом Партии регионов. - Авт.), Юрия Луценко (входил в СПУ. - Авт.) и еще ряда известных украинских политиков.
ОЛег Постернак: Не парламент должен принимать список партий, а сначала суд доказывает антиукраинскую деятельность этой политсилы, а уже потом для ее членов вводится запрет.
- А какие шансы, что его примут?
- Мои источники говорят о том, что законопроект, очевидно, не будет принят.
Во-первых, он перечит Конституции. В Основном законе закреплено право избирать и быть избранным, то есть закреплено пассивное и активное избирательное право.
И ограничить его – риск попасть в неконституционное поле.
Во-вторых, категоричность некоторых формулировок законопроекта, которые не отвечают духу демократии даже во время военного времени.
Если такой закон будет принят, то после окончания войны те же депутаты от «Европейской солидарности» или любой другой партии обратятся в Конституционный суд по поводу отмены закона и выиграют.
- Так, может, переписать законопроект так, чтобы он не противоречил Конституции?
- Я считаю, что законопроект нужно увязать с уже принятым законом о запрете антиукраинских партий. То есть не парламент должен принимать список каких-то партий, а сначала суд доказывает антиукраинскую деятельность этой политсилы, а уже потом для ее членов вводится какой-то запрет.
Также нужно создать государственный электронный реестр членов партий, чтобы на будущее избежать манипуляций с доказательствами, кто и когда был членом какой партии.
ДЛЯ СПРАВКИ
В «черный список» входят давно запрещенная КПУ и политсилы, чья деятельность на период военного положения уже приостановлена решением СНБО - Партия регионов, СДПУ(о), ОПЗЖ, Партия Шария, «Держава», «Левая оппозиция», Прогрессивная социалистическая партия Украины, Союз левых сил, Социалистическая партия Украины, «Социалисты», Оппозиционный блок, «Наши», Блок Владимира Сальдо.