После месяца, проведенного в оккупированной Буче, умерла художница и модельер Любовь Панченко. Расцвет ее творчества пришелся на 60-е годы прошлого столетия, но советская власть и советская культура закрывали перед мастерицей двери в популярность, поскольку слишком много украинского – яркого и самобытного - было в ее работах.
Свою первую войну Любовь пережила в детстве, вторую встретила в старости и уже не смогла пережить.
Целились по наводке
Этот микрорайон в Лесной Буче иногда называют Яблонькой – от названия села, где в 1938 году родилась Любовь Панченко. Удивительным образом война пощадила здесь все жилые дома, кроме двух – дома художницы и ее близких друзей: Валентины Черновол - сестры Вячеслава Черновола и покойного Николая Плахотнюка. Местные говорят, что это не случайность. Россияне явно целились по наводке…
- Семья Плахотнюков была в Киеве, а Панченко оставалась дома, она никуда не могла уехать. До войны еду приносили социальные работники, а когда оккупанты вошли в Бучу, некому стало приносить, - говорит автор интернет-проекта «Шестидесятые» художник-аниматор София Розуменко.
Изможденную голодом и холодом художницу сотрудники «Музея шестидесятых» нашли уже в больнице. Кто ее туда привез и как, ни они, ни София не знают. А сама Любовь Михайловна ничего не могла рассказать, не могла прийти в себя после пережитого.
- С Любовью Михайловной меня познакомил дедушка – такой же шестидесятник Василий Здоровило. У них была крепкая, дружная компания диссидентов – художников, писателей, артистов, - продолжает София Розуменко. - Николай Плахотнюк часто устраивал в своем доме мероприятия, связанные с украинской культурой. И у Людмилы Панченко я очень любила бывать. Совсем маленьким ребенком любовалась картинами на стенах, впитывала эти яркие, насыщенные пятна. А с возрастом стала понимать, какое это высокое искусство и какой она удивительный человек. Даже внешне Панченко выглядела по-особенному. В ее одежде всегда были элементы украинского орнамента, а большая черная толстая коса неизменно вызывала восхищение.
Родители били по рукам за рисунки
Трудно представить, как пожилая, слабая здоровьем женщина перетерпела этот свой последний одинокий и голодный март. Возможно, потому, что много в ее жизни происходило не благодаря, а вопреки. Страстное желание рисовать появилось у Любови, едва она научилась держать карандаш. Но вот беда – любящие родители наотрез отказывались признавать талант дочери и… даже били по рукам за рисунки.
Семья, где воспитывались двое детей, жила бедно, отец и мать работали сутками, к такой же жизни готовили дочек. Увлечение старшей девочки живописью казалось глупостью и вредным занятием. Ну где брать деньги на дорогие краски и бумагу?
Однако упрямица поступила по-своему – после седьмого класса уехала в Киев, поступив в училище прикладного искусства на отделение вышивки. Выживать приходилось на мизерную стипендию, денег не хватало даже на хлеб. Учителя пытались подкармливать девочку, но даже их приглашения на обеды не спасли Любовь от тяжелой формы дистрофии и операции.
Получив диплом, Любовь пошла работать в ателье, но с мечтой стать художником не рассталась. В 60-х годах в Киеве открылся филиал Львовского полиграфического института, и Панченко поступила на вечернее отделение. Много читала, иллюстрировала для себя украинские стихи и сказки, собирала образцы народных вышивок. Знакомство с киевским Клубом творческой молодежи привело ее в мир диссидентской интеллигенции и наполнило жизнь новым смыслом.
Только схемы вышивок в журнале
Друзья вспоминают, что Любовь очень много работала над своими картинами и узорами, но единственной площадкой, где она могла выставить свои работы, был журнал «Радянська жінка», который печатал ее схемы авторских вышивок. Их перерисовывали рукодельницы во всех уголках Украины.
Зато среди друзей и знакомых талант Панченко был в большом почете. Она дарила свои картины, шила одежду для украинского хора «Жаворонок», писала афиши для литературных вечеров. Родители давно смирились с выбором дочери, и отчий дом в Лесной Буче стал местом культурологических посиделок, где бывали Вячеслав Черновол, Алла Горская, Василий Перевальский и другие лица – объекты преследования КГБ.
Интересовались советские спецслужбы и личностью Панченко, особенно когда стали разгонять размножившиеся по Украине клубы творческой молодежи. Это был период репрессий, под которые попали много друзей Любови. Сама она тогда работала в проектно-конструкторском технологическом институте в должности художника-модельера.
Работала под свою дудку
- Мне очень хорошо запомнились картины-аппликации из обрезков пальтовых тканей, - говорит София Розуменко. – Правда, со временем до этих произведений добралась моль, их забрали в «Музей шестидесятых» и там отреставрировали. В этот музей Панченко отдала почти все свои работы. Может быть, какие-то альбомы остались и в ее доме, но мы туда пока боимся заходить – оккупанты оставили в Буче много растяжек. Только в окно увидели, что в комнате все разбросано.
Свои знаменитые картины-аппликации из тканей Панченко стала делать, когда ее пригласили работать в Республиканский дом моделей. Начальство ценило ее талант и креативность, но в то же время напоминало, что не все такое вот яркое и украинское нравится министру легкой промышленности УССР. Дескать, надо бы сменить немного стиль. «Может, лучше сменить министра», - дерзко отвечала художница.
- Она всегда говорила то, что думала и ни перед кем не заискивала. Была очень доброй и отзывчивой, но если надо – очень резкой, - вспоминает София.
«Они работают под чужую дудку, а я – под свою», - так Панченко объясняла свое отсутствие в Союзе художников Украинской ССР. По этой же причине при Союзе не было ни одной выставки Панченко, ее картины не украшали обложки советских журналов, а имя оставалось неизвестным для широкой публики.
Первая выставка была организована только в 1992 году – в Ирпене, который так же пострадал в этой войне, как и Буча.
В последние годы не могла рисовать
Российская ракета попала во двор, который так бережно обустраивал для любимой женщины ее супруг - киевский график Алексей Олейник. Построил дом с мансардой, выкопал небольшой пруд. Мужа не стало в 1994 году, с тех пор художница жила одна.
В интернете есть рассказ о том, как однажды к Любови пришел давний приятель - писатель, издатель Василий Скуратовский и принес маленького вороненка, которого нашел. Панченко выходила и приручила птицу. Когда она выходила из дома со своей знаменитой черной, как смоль, толстой косой и с вороном на плече, то напоминала колдунью – загадочную и мудрую.
Друзья всегда были рядом с Любовью Панченко, но и они старели. Сама художница в последние годы уже не могла рисовать – дрожали руки. И много времени проводила в больницах.
Последняя персональная выставка Панченко состоялась в «Музее шестидесятых» в 2020 году.
В ТЕМУ
Первый и единственный альбом Любови Панченко «Возвращение» можно скачать на сайте Украинского института национальной памяти.