Главная хранительница фондов художественного музея Галагана в Чернигове Марина Гриценко в начале войны вместе с дочерью решила жить в музее, даже несмотря на то, что там нет комфортных условий и бомбоубежища. Женщина уверена: хранительница всегда должна быть рядом с экспонатами в условиях войны. Об этом пишет zaxid.net.
В первый же день войны Марина вместе с коллегами бросились демонтировать экспозицию, все предметы из выставочных залов спрятали в надежном месте. Ситуация в регионе развивалась очень стремительно, власти предупреждали о возможности уличных боев, была угроза мародерства. В таких условиях о заведениях культуры никто не думал, поэтому пока люди убегали из города, Марина на третий день войны приняла решение переселиться и жить в музее.
- Я забрала ребенка, забрала кота, и мы с тревожными рюкзаками пришли сюда, чтобы там постоянно присутствовал именно главный хранитель, – рассказывает Марина Гриценко.
В музее нет бомбоубежища, там деревянные перекрытия, ведь это здание конца XIX века, памятник архитектуры. Как и во всем городе, там не было электричества и водоснабжения. В подвале треснула батарея и частично затопила помещение, и без того не приспособленное для пребывания людей. Продукты и воду в музей поставляли волонтеры, позже они помогли сложить импровизированную печь на улице для приготовления горячей пищи в котелке.
6 марта около 10 вечера раздался взрыв. В нескольких метрах от музея свалился снаряд, возможно, мина. От взрывной волны в помещении посыпались стекла. Вместо того, чтобы прятаться, женщина пошла проверить помещение, потому что могло возникнуть возгорание. Коллекция не понесла потери, но из-за выбитых окна нарушился температурно-влажностный режим воздуха. Поэтому ночью приходилось перемещать экспонаты.
Хранительнице фондов помогал музейный столяр. Он с отдаленного конца Чернигова под обстрелами ходил на работу, забил окна, поставил деревянные щиты в поврежденных участках, чтобы обезопасить помещение. Кроме того, реставратор и другие коллеги Марины были на связи, консультировали по телефону.
Марина Гриценко прожила в музее до самого освобождения Черниговщины и не уезжала из музея, пока в городе не восстановили связь, электроснабжение и починили сигнализацию. Она вернулась домой только тогда, когда все экспонаты были уже в безопасности.
Себя героиней не считает, но говорит, что когда война застала всех врасплох, о музейных коллекциях никто не думал – важно было сохранить человеческие жизни.
- Если речь идет о войне как о сохранении жизней, то в 2014 году все бы сдались и никто бы не воевал. На самом деле речь идет о сохранении независимости государства. А маркером государства является язык и культура – то, что делает нас отличными от других. У нас совсем другой культурный путь, гораздо более древняя история. У нас было государство, когда у наших северных соседей еще медведи бегали. И все посягательства соседа этой нашей культурой можно опровергнуть, потому что у нас есть доказательства этого – это памятки, которые хранятся в музеях , – уверяет Марина Гриценко.
Женщина не сомневается в победе Украины и обещает после завершения войны организовать специальную выставку для наших бойцов.