Родной город президента Украины Владимира Зеленского держит лицо: здесь нет паники, хотя есть взрывы и общее беспокойство по поводу ситуации в области. Нет взрыва цен в магазинах, зато есть посильная помощь переселенцам. Жители стараются сохранять спокойствие и не думать о том, что их город может достаться врагу. Ситуация близкая к соседнему Запорожью, но все же немного другая.
Познакомились с соседями в подвале
- Сначала мы бегали по воздушной тревоге в подвал дома. Потом начали выходить в коридор. А сейчас даже не отрываемся от работы. Дурость, конечно, но ощущение паники прошло и уступило место ледяному спокойствию, - рассказала «КП в Украине» жительница Кривого Рога Мирослава Логвинская. Она с улыбкой вспоминает, что в подвале выпал случай наконец познакомиться с соседями не только по этажу, но и по подъезду. Вместе они оборудовали подвал под полноценное убежище, а когда переживаешь обстрелы не в одиночку – уже легче.
Кривой Рог храбрится: воздушными тревогами его не запугаешь, оборонительные сооружения вокруг самого длинного города Европы (126 км с севера на юг) тоже вызывают осторожный оптимизм у жителей и многочисленных переселенцев. Горожане прикидывают, что в городе сейчас находятся не менее 30 тысяч вынужденных переселенцев (власти говорят о более чем 50 тысячах). Транзитом через 600-тысячный Кривой Рог в западную часть Украины и в Европу проехали около 100 тысяч человек.
Через Кривой Рог проходит эвакуационный поезд из Запорожья во Львов, можно уехать обычным маршрутом в Киев. Сюда приезжают спасаться от войны – и отсюда уезжают по той же причине. Вот так выглядит кривое лицо войны…
Цены довоенные
Предприятия работают, и это тоже повод осторожно порадоваться. Если шумят горно-обогатительные комбинаты «Метинвеста», если на законсервированном месяц назад «АрселорМиттал» раздувают несколько доменных печей, значит, будет работа, зарплата, налоги, будет жизнь и будущее. По словам местных жителей, возвращаются сотрудники и руководители предприятий, покинувшие город в самом начале активной фазы войны. Горняки и металлурги работают в том числе и на оборону: противотанковые «ежи», песок, щебень – все это от них для защиты родного города.
- У нас пока все работает и держится, тьфу-тьфу-тьфу, - говорит Мирослава. – В магазинах есть продукты, в аптеках – лекарства, в банкоматах – деньги. На моем предприятии все выплачивается вовремя, без задержек. По магазинному ассортименту могу сказать, что в целом выбор есть, исчезает только продукция киевских производителей. Но это понятно: с логистикой проблемы. Поэтому пока больше наших местных товаров, потому что наша сеть супермаркетов АТБ – днепровская. Немного поднялись цены на крупу и тушенку, проще говоря, на продукты длительного хранения. На остальное сохраняются цены на довоенном уровне.
Помогают и взрывают
Кривой Рог работает и помогает переселенцам. Такое количество людей, оставшихся без крова и работы, расселяли по санаториям и пансионатам – с местами все равно напряженка, поэтому будут думать еще. Власти города уже сделали бесплатным проезд в общественном транспорте – и местным жителям, и переселенцам, чтобы люди хоть немного сэкономили.
- В каждом районе, во многих местах города люди получают гуманитарную помощь. Тут участвуют и гуманитарные организации, и частный бизнес, тот же Фонд Ахметова раздает хорошие такие наборы и местным нуждающимся жителям, и переселенцам. Нам их так жалко, особенно мариупольских и херсонских! Говорят, несколько беженцев из Мариуполя уже устроились тут на работу - работники мариупольских предприятий очень ценятся, поэтому их взяли, чтобы люди пришли в се6я, начали какую-то денежку зарабатывать, снимать жилье, а не ютиться в пансионатах. Очень хорошее дело! – с воодушевлением говорит еще один житель Кривого Рога – Олег Антонишин.
На фоне разговора раздается отдаленный взрыв. Собеседник сразу успокаивает: это не обстрел.
- Это на наших карьерах плановые взрывы, все нормально, - говорит Олег. – Нас заранее всегда предупреждают, что в таком-то карьере будет взрыв – так из недр земли извлекают горную породу, которую потом везут либо на обогатительную фабрику, либо на отвал, если она пустая. Промышленные взрывы – это наша повседневность, это значит, что продолжается работа и жизнь. А вот военные взрывы мы услышали в феврале этого года. Нет, всеобщей паники у нас не было, может, в начале войны что-то было похожее, но сейчас нет точно. Все очень мотивированы, не допускают и мысли о захвате города.
«Нет» улице Бурятской
При этом в городской и в областной военной администрации Днепропетровской области уже несколько дней рефреном говорят о планах РФ захватить город, публикуют подробные отчеты и планы оккупантов собрать бронетанковый кулак в Херсонской области и ударить по Кривому Рогу. Горожан это страшно бесит.
- Не думаю, что надо нагнетать панику подобными заявлениями. Лучше подумать, что делать с селами в районе – некоторые под постоянными обстрелами, оттуда люди не могут выбраться. Из Херсона не выпускают автомобили и автобусы к нам, не дают людям спастись, делают из них «живой щит», - рассказывает Олег Антонишин.
При этом городские власти активно заняты… переименованием улиц. Поветрие из Киева достигло Кривого Рога, и теперь комиссия по переименованию топографических названий, созданная в горсовете, займется названиями улиц, в первую очередь связанных с Россией и Беларусью.
- Кто-то скажет, что не время, есть вопросы поважнее. Но не может быть в Кривом Роге улиц Московская, Волгоградская или особенно Бурятская, когда в 50 километрах от города зверствуют подразделения орков из Бурятии, - заявил начальник военной администрации Кривого Рога Александр Вилкул.
Жители Кривого Рога пожимают плечами: да, есть вопросы поважнее, но, коль уж взялись – доводите до конца.
- Понятно, что наш город интересует боевиков и как металлургический узел, и как железнодорожный, и как родина президента Украины. Возможно, они попытаются захватить его к 9 мая, чтобы деморализовать население. Но это у них не выйдет! – уверен горожанин.