Эксперт по Приднестровью Дмитрий Левусь: Картины мира, где живут Украина и Молдова, очень отличаются

Несмотря на прозападный характер президента Майи Санду, страна очень боится испортить отношения с Россией.

REUTERS/Vladislav Culiomza

На фоне военных неудач в Украине Россия пытается активировать еще одну проблемную точку на границе с нашей страной – непризнанное Приднестровье. В Москве уже заявили, что там якобы притесняют русскоязычных, что не исключает попытки россиян пробиться к этому анклаву. О мотивах России, настроениях в Молдове и возможной угрозе нашей стране с этого направления «КП в Украине» спрашивала у директора центра общественных исследований «Украинский меридиан» и эксперта по Приднестровью Дмитрия Левуся.

Для Молдовы Приднестровье - это своеобразная гарантия поставок российского газа

- Россия хочет пробить коридор к непризнанному анклаву Молдовы. Зачем он ей нужен, ведь там нет ни воды, ни электроэнергии для Крыма?

- Коридор к Приднестровью - часть плана по оккупации юга Украины. Приднестровье только дополнение к нему, чтобы лучше контролировать Молдову и плацдарм для своих экспансионистских намерений.

- Украина попытается этого не допустить, а как Молдова к этому относится? Президент Молдовы Майя Санду почему-то обвиняет не Россию, а непризнанное Приднестровье в провокациях. Почему молдавское руководство так осторожно относится к России?

- Дело в том, что эта ситуация для Молдовы является довольно-таки сложной. С одной стороны, имеет место определенный инфантилизм молдавской власти. К ней до сих пор не пришло понимание того, что мир поменялся и Россия играет в нем роль агрессора. И что нужно в конце концов отказываться от нейтралитета и принимать чью-то сторону.

Кроме этого, есть и прагматические вещи.

Дмитрий Левусь: Коридор к Приднестровью - часть плана по оккупации юга Украины. Приднестровье только дополнение к нему, чтобы лучше контролировать Молдову.

Для Кишинева конфликт с Россией воспринимается как чрезмерно угрожающий. Потому что у Москвы есть такой рычаг давления - как поставки газа, который к тому же еще и идет через территорию Приднестровья. То есть существование этого анклава – своеобразная гарантия поставок российского газа. Ну и в руководстве Молдовы еще есть много людей, которые ориентируются на Москву. Поэтому молдавская власть старается излишне не конфликтовать с Россией.

- Но президент Молдовы Майя Санду считается прозападным политиком. Как она допускает такую лояльность к Москве?

- Это особенности Молдовы. И не стоит переоценивать прозападные настроения в этой стране. Картины мира, в котором живет Украина и в котором живет Молдова, они очень отличаются. Кишинев боится возобновления конфликта в Приднестровье. И все это определяет как характер молдавской власти, так и искаженное восприятие мировых реалий.

Радикального отношения к Москве у Молдовы - нет

- А как простые граждане в Молдове относятся к России?

- Тут существует разница по регионам Молдовы. Например, Гагаузская автономия на юге страны традиционно тяготеет к «русскому миру». Также такие настроения есть и на севере страны. Но говорить, что вся Молдова подвержена этому, сейчас нельзя. Но и радикального отношения к Москве также в стране нет. В общем это уравновешенно-нейтральное отношение.

Дмитрий Левусь: У Приднестровья сложились весьма специфические отношения с Россией. Причем не всегда дружественные.

Но в это же время и у Приднестровья сложились весьма специфические отношения с Россией. Причем не всегда дружественные. Тирасполь из-за зависимости от Молдовы и от спокойной жизни последних десятилетий, в действительности, не сильно заинтересован в эскалации отношений с Кишиневом и Киевом. 

В 2008 году, например, Тирасполь был очень недоволен тем, что Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а его - не признала. Поэтому власти Приднестровья просто сейчас без радости «отрабатывают» нынешнюю эскалацию в регионе из-за требований России.

- Может ли Молдова противостоять агрессии? Президент Санду заявила, что у страны нет полноценной армии.

- Ну, какая-никакая армия в Молдове все же есть. Но она, как и служба безопасности, сейчас находится в критическом состоянии. Поэтому сейчас можно говорить, что два российских батальона численностью в 1200 человек и армия Приднестровья в 11 тысяч человек составляют определенную угрозу для Молдовы.

- Возможно ли новое противостояние между Молдовой и Приднестровьем?

Дмитрий Левусь: Какая-никакая армия в Молдове все же есть. Но она, как и служба безопасности, сейчас находится в критическом состоянии.

- Заинтересованности в этом у обеих сторон точно нет. Приднестровье довольно-таки сильно интегрировано в экономическую систему Молдовы и через нее торгует с Западом. Но при вмешательстве внешних сил – России, которая заинтересована в дестабилизации ситуации в регионе и большого ее влияния на руководство Приднестровья, этого исключить нельзя.

- Есть ли угроза для Украины со стороны Приднестровья?

- Да, существует угроза нестабильности. Хотя бы потому, что на контроль границы с Приднестровьем Украина отвлекает свои вооруженные силы. Все-таки 11 тысяч вооруженных людей в Приднестровье, которые вооружены танками и артиллерией, нельзя списывать со счетов. И второй момент - в случае, когда Россия достигнет успеха на юге Украины, например, возле Одессы, то эти силы могут быть использованы как дополнительный удар по нашей стране. Но прямое наступление и агрессия со стороны Приднестровья - невозможны.