Уже 15 лет киевлянин Андрей Пивовар печет крафтовый хлеб. Открывать новые рецепты и вкусы, можно сказать, его основная задача. Последние из его новшеств - хлеб «Чернобаевский» и «Золото Азова». Ежедневно команда Андрея выпекает около 200 буханок, булочек и множество рогаликов для теробороны и ВСУ.
- Хлеб есть хлеб. Это - основная потребность. Но в стрессовых ситуациях хочется сладенького, - улыбается Андрей Пивовар.
Для армии хлеб бесплатный
- Андрей как давно вы начали печь?
- Наша пекарня работает с 2017 года, а хлебом я занимаюсь с 2008 года. До войны мы пекли для ресторанов, магазинчиков, кафешек. Я помогал другим людям - открывал пекарни и разные производства.
С началом боевых действий нашли ребят из теробороны, которым нужна помощь. К нам в пекарню пришло несколько человек - с тех пор мы каждый день печем хлеб. На Пасху делали паски. У нас активная жизненная позиция, поэтому работаем, приближая нашу победу.
- Хлеб, который вы печете, бесплатный?
- Конечно бесплатный! Как же можно с армии деньги брать?
- Сколько в вашей команде человек?
- Нас 4-5 человек, все волонтеры. В прошлом эти люди не имели отношения к хлебу: кто-то был веб-дизайнером, кто-то работал в текстильной промышленности, кто-то - инженер. Обычные люди, обычные украинцы пришли и сказали: «Хотим помогать!» Теперь работаем вместе.
- Волонтеры быстро научились печь хлеб?
- Да, но у нас сейчас не слишком большой ассортимент. Это в мирное время мы делали очень сложный, вычурный и красивый крафтовый хлеб, а сейчас наша главная задача – накормить защитников. Конечно, как и прежде, мы делаем хлеб на заквасках и опарах. Но если раньше у нас было 25 позиций, то сейчас остались отрубной хлеб, батон и пара авторских хлебов – «Чернобаевский» и «Золото Азова».
«Чернобаевский» и «Золото Азова» - это, скорее, лакомство
- «Чернобаевский» и «Золото Азова» готовятся по авторскому рецепту?
- Да. «Чернобаевский» – это 100% ржаной хлеб с заваркой темного солода, черносливом, белым льном и мускатным орехом. Это очень долгий хлеб: в производстве занимает 22 часа. Все процессы природные, не имеют ускорителей. Аромат и вкус - очень классные.
Что касается «Золота Азова» - это заварной ржано-пшеничный хлеб с белым льном и курагой. Очень ароматный, вкусный и вычурный.
- Что символизируют ингредиенты «Чернобаевского» хлеба?
- Чернослив – это орки, белый лен – искры нашей арты, мускатный орех очень похож на порох.
- А какой хлеб пользуется наибольшей популярностью?
- Тут дело простое - нам нужно накормить наших ребят. Вот главная задача. Что касается «Чернобаевского» и «Золота Азова» - этот хлеб идет в небольших партиях. Почему? Он дорогой: чернослив и белый лен – не самые дешевые продукты. Мы не в силах обеспечить всех желающих авторским хлебом, поэтому он занимает около 10% от партии выпечки. Люди наслаждаются этим хлебом. «Чернобаевский» и «Золото Азова» - это, скорее, лакомство, которое символизирует нашу победу.
Особенно высоко этот хлеб оценили бойцы. Ребята говорили: «Давайте еще, потому что очень классно!». А когда к нам приехал француз из Легиона и попробовал «Чернобаевский» хлеб, то сказал, что в этот момент он будто побывал во Франции.
А так – кто-то больше любит ржаной хлеб, кто-то пшеничный. Как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. Но съедается все - остатков нет.
- То есть спросом пользуется весь хлеб?
- Ну, у нас вкусная пекарня. Все процессы идут так, как нужно - без ускорителей, улучшителей вкуса и стабилизаторов. К тому же мы используем только украинские продукты. Слава Богу, земля нас одарила отличным качеством муки. Наши масло и яйца - тоже на высшем уровне. Даже Европа не может похвастаться такими продуктами, которые есть у нас. Поэтому и уровень вкуса в нашей пекарне очень высокий. Приглашаем попробовать наш хлеб - теплый, мягкий, с хрустящей корочкой.
- Хотелось бы попробовать! А сколько пасок для ВСУ вы сделали?
- Несколько сотен. Мы даже отправили часть из них в Чернигов, где 70% города уже не существует. Люди с удовольствием их разбирали, благодарили.
В Германии появится ресторан «Мариуполь»
- Что будете делать после окончания войны?
- Наше ремесло фундаментально. Конечно, после войны мы будем открывать новые пекарни вместо тех, которые враг разгромил в том же Чернигове и Киевской области.
У меня, например, сестра двоюродная осталась без дома и хозяйства. Собак схватила в машину, когда эвакуировалась, так у нее и остались только машина и две собаки. Сейчас она находится в Западной Украине, но, конечно, будет возвращаться. Мы с ней уже начали прописывать план на будущее – хотим открыть новую пекарню. Хотя в ее селе мало что уцелело.
У меня есть знакомые из Мариуполя, которые эвакуировались в Германию. Они хотят открыть там пекарню и ресторан. Назовут его «Мариуполь» и будут печь «Чернобаевский» хлеб.
- А сейчас вам кто-то помогает деньгами?
- Да. Это наши люди, немного Америка, немного Израиль. Кто-то муку привезет, кто-то яйца, кто-то соль и так далее. Facebook объединяет: есть запрос - и люди помогают.
Мы живем в очень интересное время: с началом вторжения нация объединилась буквально за день, если не за считаные часы. Поэтому нам помогают. Хотелось бы больше, но сейчас в военное время грех жаловаться. Поэтому нечего Бога гневить.
- Вы продолжаете работать в Киеве?
- Да, я никуда не выезжал. Еще с началом войны сразу решил, что останусь в своем городе и буду до последнего работать, несмотря ни на что: армия не может быть без тыла, а тыл – без армии. Мы должны быть рядом. Мы едины – поэтому мы сила. Вместе приближаем нашу победу.