Операция под чужим флагом или Зачем нагнетают обстановку в Приднестровье

Насколько велика угроза со стороны Днестра «КП в Украине» узнавала у политологов и военного эксперта.

Transdniestrian Interior Ministry/Handout via REUTERS

Вслед за пожарами в Брянске грохнули взрывы в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике. Из строя выведены две мощные антенны, повреждено здание министерства госбезопасности, пишут об атаке на воинскую часть. В Тирасполе заявили о террористических актах, в Кремле - об «обеспокоенности», реакция украинской стороны однозначная – это провокация.

Идет нагнетание обстановки

Вопрос Приднестровья, мозоливший нас много лет, с началом российского вторжения превратился в нарыв. Сейчас на слуху тема: надо ли ждать, пока он вызреет, или вскрывать, не дождавшись сепсиса. Проще говоря, может ли Украина «зачистить» Приднестровье, чтобы пресечь угрозу наступления с той стороны. Нужно ли это и какие могут быть последствия.

Алексей Коломиец: Идет нагнетание обстановки, власть непризнанной ПМР дает понять, что в ближайшее время огласит какие-то кардинальные новости.

После взрывов в Приднестровье журналист Юрий Бутусов, которого считают приближенным к Генштабу, написал в Фейсбук, что «Украина имеет законное право демилитаризовать угрожающие нам военные объекты российских войск, чтобы устранить раз и навсегда угрозу Миннекаева». 

Имеется в виду зам командующего Центральным военным округом РФ Рустам Миннекаев, который ранее пригрозил взять контроль над югом Украины, чтобы соединиться с Приднестровьем.

Идея зайти к недружественным соседям и заставить их сидеть смирно вызвала положительный отклик у многих блогеров. Но мы должны смотреть на официальную позицию.

- Я почти убежден, что Украина не имеет планов ввести на территорию Приднестровья свои силовые структуры, - говорит президент Центра европейских и трансатлантических студий Алексей Коломиец. – На мой взгляд, ситуация выглядит иначе. То, что мы видим, похоже на события перед 24 февраля – кровавой фазой этой девятилетней войны. Идет нагнетание обстановки, власть непризнанной ПМР дает понять, что в ближайшее время огласит какие-то кардинальные новости.

По мнению эксперта, все это предшествует либо запросу Приднестровья на присоединение к России (отсутствие границ не помеха, если вспомнить карту Калининградской области). Либо будет другой сценарий, который все равно станет переходным к воссоединению.

- Возможно, готовится наиболее страшное – бросят силы на прорыв, - считает эксперт-международник. – Но до этих пор со стороны Приднестровья нет прецедентов, которые могли бы легализовать силовые действия Украины. Пока идет сценарий «ЛНР» и «ДНР». В любом случае нужно ждать официального решения, которое уже было анонсировано – «что скажет Тирасполь?».

Операция под чужим флагом

- О том, что по Приднестровью придется нанести удар, я говорил и раньше. Войну с Россией нельзя завершить, не решив этот вопрос. Но такую задачу нужно отложить во времени, - считает военный эксперт Олег Жданов. – Сегодня не целесообразно открывать второй фронт. Я думаю, что Российская Федерация для того и раскачивает ситуацию, чтобы мы ввязались в Приднестровье и начали отвод боевых частей с других направлений. Они нас провоцируют, и на это поддаваться нельзя. Вот когда начнем контрнаступательную операцию, тогда и вернемся к теме.

Что касается угрозы нападения со стороны непризнанной республики, то эксперт не считает ее серьезной.

- Контингент российских войск на территории ПМР - 3000 человек. Из них 1500 - боевые, остальные - обоз, снабжение, логистика.

Олег Жданов: К сожалению, Молдова не с нами. Если войдем в Приднестровье, это будет выглядеть как вторжение.

Россия проводит операцию под чужим флагом – это то же самое, что происходило в Брянской, Белгородской, Ростовской областях. Хотят ввести военное положение. Если в Брянске после взрывов был объявлен желтый уровень террористической опасности, то в Приднестровье сразу красный. А это уже военное положение.

Где вторжение, а где защита

Теоретически представим, что Украина все-таки решилась вскрыть нарыв. Как это будет выглядит политически? Присоединять к своим территориям полосу земли по берегу Днестра мы не имеем намерения и никогда не собирались покушаться на чужое. Если зачищать и возвращать Молдове, которая и так считает Приднестровье своей территорией, то в нынешней ситуации подарок может быть воспринят неоднозначно.

- Президент Молдовы Майя Санду занимает пророссийскую позицию. Она отказывается от санкций, от поддержки эмбарго на российскую нефть и газ. К сожалению, Молдова не с нами. Если войдем в Приднестровье, это будет выглядеть как вторжение. Вопрос однозначно придется согласовывать с президентом Молдовы при помощи наших партнеров, - констатирует Олег Жданов.

А вот если с территории Приднестровья начнется вторжение или нанесение ударов, ситуация будет выглядеть совсем иначе.

Алексей Якубин: В интересах России, но не в интересах Украины размораживать ситуацию в Приднестровье.

- Тогда мы получим право применить силу на аннексированной, я подчеркиваю это, аннексированной Россией территории. Ее демилитаризация и возврат Молдове можно будет расценить как миротворческую миссию, - подчеркивает наш собеседник.

Нападению на Украину силами Приднестровья эксперт дает малую вероятность.

- Судя по силам и средствам, они не должны прибегать к агрессии. Потому что понимают: наша артиллерия может вести огневое воздействие на всю глубину территории. Как таковой армии Приднестровья нет. Я не думаю, что местные жители бросятся в очереди за автоматами, чтобы нападать на Украину.

Перебросить свое подкрепления, подчеркивает Олег Жданов, Россия не может - сухопутного пути нет. А если по воздуху, то это либо наша территория, где ждет ПВО, либо румынская. Вряд ли Румыния – член НАТО - предоставит россиянам воздушное пространство для усиления войны.

Краткий комментарий

Алексей Якубин, политолог:

- В интересах России, но не в интересах Украины размораживать ситуацию в Приднестровье. И это прекрасно понимают у Владимира Зеленского. Украина ведет справедливую войну с Россией, мы защищаем свою территорию, мы страдаем от агрессии, но не проявляем ее. На этой справедливой войне и строится помощь Запада. Любой выход за рамки может иначе интерпретироваться.