Раскола общества больше не будет: как нас изменили 50 дней войны

Анализируем с экспертами процессы, которые сейчас переживает наше общество.

REUTERS/Mykola Tymchenko

Пятьдесят дней войны, полностью изменившей, искорежившей нашу жизнь… Но главное, что мы встретили эту дату не побежденными и не сломленными. Сегодня многие говорят, что Украина и мир больше не будет таким, как прежде, и это правда. А каким он стал и какими сделала нас война?

Трагическая прививка от идей «русского мира»

- Война мобилизовала украинцев, вызвала море патриотических чувств. Мы это наблюдали после первого, второго Майданов, но то, что происходит сейчас – это и испытание нации, и ее закалка. Мир не знал такого мощного удара со стороны тоталитарного государства, который украинцы выдерживают с честью, - считает профессор Киево-Могилянской академии, научный директор Фонда «Демократические инициативы» Алексей Гарань. - Единственное, что удалось достичь России, – это вызвать к себе абсолютную ненависть. Мы видим, что оккупанты вытворяют с русскоговорящими Харьковом и Мариуполем. Это самая трагическая прививка от идей «русского мира». Доказательство, что мы действительно пребываем в разных плоскостях цивилизованного и нецивилизованного мира.

Политэксперт подчеркивает второй важный момент – украинское общество показало, что оно способно к самоорганизации. Украинцы не ждут, что «сверху» им укажут, как действовать, они сами принимают решения. Это показатель зрелости нации. По результатам опросов, которые сейчас проводит группа «Рейтинг», в нашей стране безусловная поддержка вхождения в Европейский союз и поднялась поддержка НАТО. В середине февраля она составляла 62%, сейчас 68%.

Алексей Гарань уверен - все положительное, что проявилось в украинцах, в значительной мере должно сохраниться.

- Хотя война, к сожалению, раскрывает не только лучшие, но и худшие качества людей. Есть примеры, когда для беженцев завышают цены на жилье, меня лично это очень поразило. И мы видим, кто отдает армии, пострадавшим от бомбежек последнюю копейку. Это не олигархи, которые преимущественно за пределами страны, а простые люди, - продолжает эксперт.

Из рисков, которые существуют сейчас, политолог выделяет политические:

- Кое-кто уже сейчас начинает решать задачи, которые должны быть отложены на «после войны». И тут больше вины со стороны спикеров власти, которые ведут атаку на Порошенко. Когда мы вернемся к мирной жизни, тогда политическая борьба будет обоснована. А сейчас не время для внутренних баталий, когда вся страна должна объединяться. Общество показывает свою зрелость, то же самое должны сделать и политики. Еще я вижу опасность в том, что в публичную плоскость начинают выходить силы, которые раньше политически обслуживали Януковича и Медведчука.

Горе объединяет

- Изменения в обществе происходят и будут происходить - это абсолютный факт. Но я считаю, что оценки этим изменениям нужно будет давать потом, - поясняет ведущий научный сотрудник Института социологии, доктор экономических наук Ирина Прибиткова. - Сейчас очевидно, что украинцы стали более открытыми в своих эмоциях, более добрыми. Многие, кто раньше жил ради себя, стали замечать, что рядом есть другие люди, и им нужна помощь.

Социолог замечает, что есть небольшой риск противоречий между теми, кто бежал от войны за границу, и теми, кто остался:

- Но я не верю, что эти противоречия станут заметными и будут на что-то влиять. И те, и другие пережили горе, а оно объединяет. Я много лет работают с трудовыми мигрантами и сейчас могу с ответственностью сказать, что большинство из них вернулись с заработков, чтобы с оружием в руках идти защищать страну.

Что касается плохих моментов, то они неизбежны всегда.

- И во время Второй мировой, и во время этой войны. Мои родители были штатными военными медиками. Так вот они рассказывали и о воровстве, и о предательствах, и о аферистах. Но рассказывали мало, потому люди, которые видели много страшного, не хотят об этом говорить. Я думаю, что так будет и после этой войны, - продолжает наша собеседница. - Единственное, мы не знаем, какую еще придется сложить за нее цену. В Украине будет меньше детей, потому что многих увезли или они погибли, но и меньше стариков, потому что сердца не выдерживают испытаний. Будет больше женщин, чем мужчин. Все точные прогнозы появятся, когда вернется тишина.

Тероборона может превратиться в частные военные компании мэров

- С началом войны восстановились все движения, которые начались во время Майдана и разворачивания АТО. Это волонтерство, благотворительность, добровольческие батальоны, - анализирует ситуацию директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. - Это появления так называемых структорионариев - гражданских активистов, которые умеют построить пассионариев для конструктивной работы. Это не обычное лидерство, такой человеческий продукт рождается только в экстремальных ситуациях.

Эксперт отмечает, что война также родила и новый вид экономики:

- Это экономика дарения, которая основывается на новой философии ведения хоздеятельности. Это социальный бизнес, который не предполагает получения прибыли, но втягивает в продуктивные процессы людей, чтобы они могли самореализоваться. В мире только единицы аналогов таких явлений, и то они не полностью описаны.

Сейчас в простом обществе размылось деление на условные группы – вакцинаторов, антивакцинаторов, сторонников Зеленского, Порошенко или других политиков.

- Актуальные для мирного времени передряги между людьми исчезли. Вопрос можно считать отложенным, но это показывает, что со временем такие противоречия сотрутся. Останутся, безусловно, небольшие политические секты, но раскола общества, как в 2019 году, уже не будет, - считает эксперт.

Что касается темной стороны, то она проявляется и сейчас.

- Попытки заработать на войне, воспользоваться хаосом происходят и сейчас. Старая система будет пытаться возродить откаты, другие коррупционные схемы. Но война обнуляет потребности и ликвидирует индульгенции, которые раньше получали наши чиновники и богачи. Потому что люди уже не смотрят, олигарх ты или не олигарх, а заходят в поместье и используют его как больницу или госпиталь. Как это произошло с поместьем Виктора Пинчука, - говорит Кулик. - В Раде уже сейчас зарегистрирован законопроект, который расширяет возможности гражданского общества не консультативно, а реально влиять на решения органов местной власти. Думаю, после войны его примут.

Некоторые проблемы могут возникнуть вокруг теробороны, считает социолог:

- Есть риск, что бригады могут превратиться в частные военные компании мэров, поэтому вопрос придется решать принципиально. Единственное, в чем я убежден, люди с оружием должны получить возможность его легализовать и стать архитектурой будущей структуры власти. Тероборона должна превратиться в помощников шерифа, а шерифов должны избирать местные общины. Это в значительной степени разгрузит полицию и также усилит контроль гражданского общества за властью.

Социолог прогнозирует также новые оценки и запросы на политиков. Проще говоря, казак Гаврилюк уже не станет депутатом только потому, что над ним издевались во время Майдана.

- В списках партий мы увидим имена офицеров, организаторов теробороны, но это не станет массовым явлением. Еще до войны в обществе сформировался запрос на новые лица, но с опытом управления, полагает эксперт.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Люди надеются на Бога, но и на самих себя

- Сейчас многие люди обращаются к Богу и помогают ему приближать победу добра над злом, - рассуждает священник Православной церкви Украины Григорий Коваленко. - Наверное, что-то изменилось, но я не могу сказать, что многое. Не изменились просьбы и желания мира, любовь и молитвы за Украину, стремление ее защитить. Люди молятся за своих мужей и сыновей, которые сражаются за страну, за тех, кто в дороге, за упокой душ погибших.

Сам священник находится в Киеве с первых дней войны.

- И часть наших прихожан остались здесь, мы проводим богослужения в разных формах. И домашние, и в церкви, а с теми, кто уехал, поддерживаем связь дистанционно. Есть молитвенная группа, которая читает псалтырь. Люди надеются на Бога, но и на самих себя не в меньшей степени. Молятся о том, что болит, - заключает святой отец.