Переселенцы из-под Киева: Нашу точку с кофе во Львове сделал популярной пропавший кот

Ребята успели уехать из Ирпеня и Бородянки и смогли наладить на новом месте любимое дело. А вот кота пока не нашли.

https://www.instagram.com/kiit.shop/

Уезжали впопыхах

Перед крохотным окошком в центре Львова, где готовят чай, кофе и какао и продают простые пироги с луком, курицей и шпинатом, каждый день выстраиваются очереди. Нехитрый товар разметают за два часа, а некоторые уже третий день отходят от окошка разочарованными – для всех опять не хватило…

Это окошко с едой и напитками открылось всего неделю назад. Понятно, что составить конкуренцию десяткам подобных маленьких точек в центре непросто. Это Сергей Стоян из Ирпеня и его напарник Иван из Бородянки поняли в первый же день - к прилавку подошли всего три человека…

Парни выписали свою историю на доске под меню - и спешащие мимо трамвайной остановки пешеходы начали притормаживать возле окошка. А распробовав необыкновенный луковый фирменный пирог, стали возвращаться еще и еще.

Ребята выехали из Киевской области в первый же день войны. Оба сотрудничали с одной из кофеен в Буче, где и познакомились.

- 23 февраля мы с ее хозяйкой как раз обсуждали наше сотрудничество в будущем – мои пироги и десерты там продавали экспериментально всего неделю, но дело пошло, - вспоминает последний довоенный день Сергей Стоян в разговоре с «КП в Украине». – Все тогда уже говорили о вторжении, но никто в это, понятно, не верил и никакие тревожные чемоданчики не собирал…

Война, о которой предупреждали, застала врасплох…

24 февраля в пять утра Сергея разбудил панический голос подруги по телефону: «Нас бомбят. Я уезжаю на Запад – могу забрать и вас». Уже через десять минут машина была у подъезда. Иван накануне вечером задержался у товарища – уезжали вместе.

Побросав в рюкзаки, что под руку попало, ребята заскочили в машину.

- Подруга уезжала за границу, а нас могла высадить по дороге. Мы решили проводить ее на Закарпатье, потом попробовали обосноваться в Сваляве, - вспоминает Сергей. – Но столкнулись с каким-то непонятным осуждением и уехали во Львов.

Здесь парни нашли приют и еду, через несколько дней решили заняться волонтерством. Вскоре через дальних знакомых вселились в квартиру – пустили без взноса за первый и последний месяц и без оплаты риелторских услуг.

Стаканы для кофе брали в долг в кофейнях

Когда желающих помогать беженцам во Львове стало слишком много, Сергей и Иван задумались о работе.

- Это был просто час пик - все ехали во Львов, и никакой работы мы не нашли. Денег не было вообще, - вспоминает первые недели жизни беженца Сергей. – Решили есть только раз в день – чтобы не съедать «чужие» тарелки. Были те, кому повезло меньше. Мы считаем, что нам повезло. Все, что нужно, у нас есть – это мы.

Наткнулись на объявление о сдаче в аренду крохотного места под продажу еды и напитков площадью всего пять метров. Хозяин согласился пустить «в долг» на два месяца – расплачиваться пока нечем. Если пойдет – продлят аренду, а если нет – заплатят долг и съедут.

Меню составлял Сергей – из проверенных на своем канале рецептов. Он с 2015 года ведет два кулинарных канала на Youtube – «Кііт» и «Голодный мужчина». Луковый пирог – первый рецепт, который на них появился. И он стал фирменным.

- Если не говорить, что начинка – только из лука, покупатель бы ни за что не догадался. Люди думают, что это рыба или курица, но на самом деле обычный лук, который теряет горькость и запах при термической обработке, - улыбается Сергей. – В Киеве, да и во Львове – я уже заметил, одинаковая история – один поставщик развозит во все заведения замороженные пироги. В лучшем случае в тесте – маргарин. А у нас - на сливочном масле.

Партнеры понимают, что сейчас не пойдут пироги с клубникой и утиной печенью, поэтому выбирают самые доступные продукты. Цена – 30-35 гривен. Сладкие открытые пироги с вишней и лесными ягодами – 29 гривен. Кофе – 19.

- Для Львова это дешево – здесь цены выше киевских, - говорит Сергей. – Но и без того я знал, что, попробовав наши пироги, люди будут возвращаться. А с кофе у нас история ценообразования простая – посмотрели по самым популярным кофейням и опустили на пару гривен.

В первые дни последние куски пирогов продавали до четырех вечера. Обычно за ночь пекут 12 пирогов – каждый режется на 12 кусков. Больше физически не успевают.

- Мы уже есть в Tik-Toke – люди выкладывают видео, хотя у нас самих Тik-Тоkа еще нет, - улыбается Сергей. - А в первый день людей не было вообще - мы даже думали, что на этом и закончим… А сейчас насчитываем 18 человек в очереди… Приходится даже продавать по одному куску пирога в руки – иначе всем не хватит. Часто многим достаются только напитки – еда кончается.

О чистом доходе пока речь не идет – аренду бы отбить, коммуналку и продукты для приготовления пирогов. Первое время не было денег даже на стаканчики для кофе – просили в соседних кофейнях, кто сколько даст.

Днем продают, ночью – пекут

Сергей посчитал – чтобы рассчитаться только за аренду, им нужно продавать по шесть пирогов в день. Похоже, этот пункт расходов все же удастся закрыть – если поток поклонников его пирогов не иссякнет.

- Львовяне – невероятные. Одна женщина хотела веганский пирог, но у нас тогда их не было – я не смог найти растительное молоко по адекватной цене, - отмечает Сергей. - И она через полчаса принесла три тетра-пака и подсказала, где его купить в несколько раз дешевле.

Каждый вечер у ребят выглядит одинаково – бегом в супермаркет, чтобы успеть закупиться до закрытия, и – за плиту. Утром – с сумками со свежими пирогами к точке, у которой уже ждут клиенты.

В первые дни после открытия окошка к Ивану и Сергею присоединилась подписчица каналов Сергея - Дарина.

- Дарина - первая поклонница моего канала, с которой я познакомился вживую. Она очень много заказывала, и как-то мы увиделись и подружились, - говорит Сергей. – С началом войны она уехала в Польшу, но, узнав, что мы открываем окно с едой и напитками во Львове, присоединилась к нам.

Дарина и Сергей подменяют друг друга – кто-то печет пироги, кто-то их продает. Спят по очереди. А вот их друг работает без смены – кофе умеет варить только он.

Таких, как они, во Львове сейчас много – «своих» узнают по глазам. Многие подходят просто поддержать и перекинуться парой слов.

Назвали в честь кота по имени Кот

Назвали точку «Кііт» - в честь хвостатого питомца Сергея с незамысловатым именем Кіт. Война их разлучила – питомец остался у друзей хозяина в Ворзеле, а после их эвакуации, когда в поселок зашли российские войска, пропал. Есть надежда, что где-то гуляет - сбежал через разбитое окно.

Несколько дней назад Сергей приезжал в Ворзель его искать.

- Ко мне на мой зов сбегались коты со всей округи, несколько я вернул хозяевам – нашел их в группах в соцсетях, - говорит Сергей. – И расклеил объявления о поиске своего Мистера Кота, который со мной уже почти восемь лет.

Вымахавший до восьми килограммов котяра был самым слабым в помете еще и с грыжей. Пожалев и озадачившись его явно незавидной судьбой, Сергей решил пригреть его у себя.

- Это обычный «помойный» кот, но вырос большим, как мейн-кун. Может, потому что я кормил его кормом для мейн-кунов, - говорит Сергей, искренне переживающий за питомца. – Надеюсь, что найду его…

Люди вместе убирают улицы Ирпеня

Побывал Сергей и в своей квартире в Ирпене.

- Зрелище удручающее. Мы ехали только по центральной улице - съезжать на маленькие еще нельзя, - делится Сергей Стоян. - Город разрушен... Это было прекрасное место, чистый воздух, леса, доступное жилье, там было тихо, спокойно и уютно... Его просто превратили в руины.

К счастью, с родственниками парней все в порядке. Хоть из друзей и знакомых спаслись не все.

- Ванин одноклассник до сих пор под завалами в Бородянке, а его дедушка и бабушка целый месяц провели в подвале – село было полностью захвачено, и все это время не было коридоров, - отмечает Сергей.

Первое, что бросается в глаза при возвращении в Ирпень, – опустошенность города.

- Город наполовину разбит. Но кругом – люди, видно, что местные – они вернулись, чтобы убирать. Не только каждый свое, а вообще все улицы, - говорит Сергей. – Это очень трогает, до слез. Можно сидеть, потеряв жилье, вещи, и думать – это все, конец, а можно делать. Мы тоже выбираем делать.

Половину дохода передают ВСУ

Дом Сергея в Ирпене целый. Хоть квартиры и разграблены мародерами.

- Там ничего особого не было, да и это просто вещи, - продолжает Сергей. – Не знаю, что вынесли – там такой бардак, что сложно определить. Радуюсь, что нашел свою любимую терку, овощечистку, блендер, другие кухонные принадлежности. Все это мы искали у людей – кто терку дал, кто микроволновку. Но мне была нужна именно моя тупая терка – другой я резал пальцы.

Родные Сергея эвакуировались – под обстрелами, как и близкие Ивана из Бородянки. Они уже успели вернуться домой. Кота Ивана, которого в потемках не дозвались во время эвакуации, нашли мертвым в его комнате. Уезжая, думали, что гуляет – он приходил и уходил, когда хотел.

Пока возвращаться домой под Киев парни не будут, да и нельзя – еще не разминировали территорию. Считают, что во Львове сейчас они могут сделать больше и для себя, и для ВСУ - половину дохода от продажи еды и напитков они передают на нужды военных. Хотя, конечно, оба очень хотят домой.