Ситуация на востоке и юге страны обостряется. Российские оккупанты наращивают обстрелы в Луганской и Донецкой областях. Критическая ситуация на юге страны, особенно в Мариуполе (чудом нашим морпехам удалось выйти из окружения).
Со дня на день ожидается, что Россия попрет на всех парах на Донбасс. А учитывая любовь Путина к датам, то 50-й день войны может стать знаковой датой для старта большой битвы за юго-восток Украины.
Вот основные факторы, которые нужно учитывать, оценивая наши возможности и перспективы в битве за Донбасс.
Дают «Джавелины», а нужны танки и самолеты
Украина имеет отважных и героических воинов, но испытывает дефицит необходимого вооружения.
- К сожалению, мы не получаем столько оружия, сколько необходимо, чтобы поскорее закончить эту войну. Чтобы полностью уничтожить врага на нашей земле. И чтобы выполнить те задачи, которые для каждого нашего человека очевидны. В частности, чтобы разблокировать Мариуполь. Если бы мы получили самолеты и достаточное количество тяжелой бронетехники, необходимую артиллерию, мы могли бы это сделать, - сказал в одном из своих последних обращений президент Владимир Зеленский.
Военный эксперт Олег Жданов уточняет, что вооружение, которое мы имеем и нам дают западные партнеры, оборонительное. Его можно использовать только сидя в окопе. В наступление с ним не пойдешь. Нужна мощная артиллерия, танки, самолеты…
- Когда мы идем в наступление, то меняемся местами с противником. У нас должна быть техника и оружие, чтобы их «накрывать», уничтожать их артиллерию, огневые позиции и параллельно иметь самим «броню», много танков. А пока, судя по всему, у нас недостаточно наступательного оружия, - рассуждает Олег Жданов. – Огромный промах Украины, что многие годы срывался оборонный заказ. Да и он был неправильно сформирован. Помню пресс-конференцию Хомчака (начальник Генштаба в 2019-2020 гг.) в 2019-м, когда он говорил, что зачем нам «Ольха» (украинская реактивная система залпового огня), нам нужны патроны для автоматов. Позже оказалось, что патронов для автоматов у нас достаточно. А вот «Ольхи» нет. А без РСЗО в наступление не пойдешь.
Эксперт обращает внимание, что на сегодня в России есть преимущество в реактивной артиллерии. Она у них почти вдвое дальнобойней, чем наша.
- По ствольной артиллерии у нас паритет – по поражению целей на расстоянии до 30 км. Но те системы, которые мы просим у наших партнеров, имеют дальность достижения до 60 километров. Если их дадут, то у Украины окажется сумасшедшее преимущество. Тогда мы сможем наносить огневое поражение дистанционно и обеспечить действие нашей пехоты на более безопасном пространстве, - говорит эксперт.
От недели до полугода на обучение
Еще один важный момент – не все нужное оружие, которое гипотетически могут предоставить западные партнеры, нам «подходит». Украинские военные обучены на советских образцах техники, а вот с натовской, к сожалению, на Вы. Но это дело поправимо.
- Украина готова брать импортную военную технику и в максимально оперативные сроки переучивать специалистов. Сроки обучения зависят от сложности вооружения. Но мы имеем достаточно инструкторов, которые смогут обучать, - говорит Олег Жданов.
Военный эксперт отмечает, что для того, чтобы научить управлять танком натовского образца может уйти от недели до несколько недель.
, - поясняет Олег Жданов.
К слову, на днях британский министр вооруженных сил Джеймс Хиппи сообщил, что украинские военные скоро прибудут в Великобританию для обучения с британской бронетехникой, которую Лондон планирует поставить в Украину.
- 120 бронированных машин (Mastiff) находятся в процессе подготовки. И украинские войска, которые будут их эксплуатировать, в ближайшие дни прибудут в Великобританию, чтобы научиться управлять этими машинами, - сказал министр в эфире LBC Radio.
А вот с системами ПВО по типу С-300 (такие, как получили от Словакии), украинские военные знакомы и умеют обращаться. Более того, именно на базе комплекса С-300 построена оборона нашей страны - разворачиваем и защищаем наше небо. Но к системе ПВО С-400, которую, возможно, Германия сможет поставлять нам, придется еще найти подход. Впрочем, ВСУ не привыкать: к примеру, с Javelin наши воины очень быстро освоились и даже американцев поражают своим мастерством.
- На 112 выстрелов – 100 точных попаданий в цель, - отметили в штаб-квартире Минобороны США.
С самолетами все сложнее.
- Управлять самолетами, которые используют страны НАТО, наши пилоты не обучены. И для понимания: в мирное время на обучение пилота уходить 4-5 лет: 2 года теории и еще 2 года летной практики. Допустим, что в военное время сроки обучения можно сжать до полугода. Но и это для нас сейчас непозволительная роскошь. Самолеты уже должны подниматься в украинское небо и защищать. Поэтому мы просим, чтобы нам предоставили авиацию советского образца – те же Миг-29, - рассказывает Олег Жданов. Пилотов на такие самолеты в Украине достаточно.
- У нас есть специалисты и резерв. К тому же мы можем мобилизовать тех, кто уволился по состоянию здоровья, но все еще могут сесть за штурвал и выполнять задачи, - добавляет военный эксперт.
Деблокада Мариуполя и юга страны возможна широким фронтом
Когда речь идет о деблокаде Мариуполя и освобождения юга страны (того же Херсона), нужно учитывать два фактора: местность и наличие оружия.
- Все, что мы сейчас отправим на деблокаду Мариуполя, практически сразу же уничтожат по дороге, так будут работать артиллерия, ракеты и самолеты. Туда нужно пробиваться постепенно с боями. Формировать ударное подразделение и прикрывать его с воздуха. А сейчас мы это себе не можем позволить, поскольку нет достаточно тяжелого оружия, - анализирует Олег Жданов. – Вспомните первые дни войны: у нас нет ракетных войск, все колонны врага «жгла» наша авиация. То же будет с нашей колонной, если она пойдет на деблокаду Мариуполя.
По словам военного эксперта, нам нужно продвигаться широким фронтом и выходить на сам Мариуполь, чтобы его деблокировать.
- Такая же ситуация в целом и по всему югу. Мы не идем в широкое наступление по югу страны, пытаемся отдельными атакующими действиями выдавить противника хотя бы до Днепра. Я уже не говорю о форсировании реки. Форсирование для нас на сегодня невыполнимая задача, поскольку нет средств для летального поражения противника, - добавляет Олег Жданов.