Патриотический мурал «Красавица терпеть не будет», нарисованный 23-летним Константином Кочановским, появился по улице Соборной в Ровно неподалеку от аптеки-музея. Это ответ Путину на его фразу «Нравится не нравится – терпи, моя красавица», вскоре после которой началось полномасштабное вторжение России в Украину.
Рисунок, посвященный борьбе Украины за свою свободу, за несколько дней стал популярным. «КП в Украине» узнала у ровенского художника, откуда он берет образы для своих рисунков, как к ним относятся местные жители и власть и над какими муралами он хотел бы поработать в ближайшее время.
«Жители города помогали мне рисовать»
- Константин, ваша защитница стала очень популярной. Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея рисунка? Это реальный человек или собирательный образ?
- Лицо девушки рандомно взято из интернета. Я подыскивал разные картинки - отдельно лицо, отдельно украинскую одежду, отдельно оружие. Так что можно сказать, что девушку я нашел в сети. Хотя после появления мурала многие писали, что узнали в моей героине своих знакомых девушек. Все говорили, что я очень удачно попал в образ украинки.
Но вообще моя героиня символизирует нашу страну, которая готова себя защищать.
- Что говорят местные о вашей работе?
- Жителям нашего города она очень понравилась. Пока я рисовал, ко мне часто подходили прохожие и пытались чем-то помочь. Общались со мной, фотографировались на фоне рисунка, благодарили, кормили и даже старались дать денег. Люди очень приветствовали то, что я делаю. Не ожидал такого ажиотажа. Поэтому могу сказать, что мурал не только моя работа: она создавалась совместными усилиями с жителями города Ровно.
- Это исключительно ваша инициатива? Бесплатная?
- Это моя инициатива, за которую мне никто не платит. Хотел поддержать наших людей.
- А сколько времени ушло на работу?
- Эскиз я готовил около недели, а сам мурал нарисовал за два дня.
- Обстановка в городе позволяла рисовать?
- У нас относительно спокойно в сравнении с другими городами Украины. Хотя была атака на аэропорт, работало ПВО.
- А как местная власть отнеслась к вашему муралу? Требовалось разрешение?
- По поводу последнего патриотического мурала я договаривался с владельцем здания, на стене которого рисовал, - он был не против. А потом, как оказалось, местная власть меня тоже поддержала. Я даже этого не знал, прочитал об этом в сети.
До того, как на стене появилась моя работа, там были разные вульгарные надписи. Одна из них – «Слабые управляют миром». Очень символично, что именно на этом месте появился рисунок, который имеет противоположный смысл: украинцы – не слабаки, они могут дать отпор.
Серию «Сильных женщин» продолжила бабушка Ольга
- «Красавица… » ваш первый мурал?
- Уже третий. Первый стал подарком для моей девушки, это был финальный этап квеста, который придумал я сам. Потом ко мне обратилась местная полиция. Но не для того, чтобы привлечь к ответственности. У них проходила реновация, и они хотели как-то обновить внешний вид здания. Я отозвался, сделал мурал на полицейском отделении.
- А как выглядели эти работы?
- Первый – черно-белый рисунок, на котором моя девушка играет на рояле. На второй работе изображен полицейский. Он сидит около автомобиля, а к нему бежит мальчик. Второй мурал я рисовал по фотографии, которую мне дали сотрудники полиции. Все мои работы находятся в Ровно.
- Есть уже идеи для следующих муралов? Я видела в вашем Instagram бабушку с автоматом, вы назвали ее Ольгой. Это символ княгини Ольги?
- Я попытался провести такую тонкую параллель. На фото, с которого ее срисовывал, она так и стояла с автоматом. Единственное, на ней был надет кожух, а я ее изобразил в национальной одежде. Плюс добавил очки для крутости. На заднем фоне изобразил домик и туалет, который горит. Это – отсылка к истории, в которой бабушка угостила оккупантов отравленной едой, а после подожгла туалет вместе с ними.
- Легенда многим известна, а бабушка настоящая?
- Образ бабушки – это реальный, но другой человек. Лично не знаком. Ее фотографию тоже нашел в интернете. В сети сейчас много мотивационных изображений, которые меня вдохновляют. Например, дедушка, который сидит в бомбоубежище с ребенком. Или женщина из теробороны с автоматом на плече, которая куда-то идет вместе с маленькой дочечкой. Такими образами я вдохновляюсь.
- Ваш мурал - это символический ответ Путину на его хамские слова, адресованные Украине?
- Да. Украина терпеть не будет.
- А что в таком случае символизирует бабушка?
- Ее я нарисовал в продолжение серии «Сильные женщины Украины».
«Хочу рисовать больше человечных историй»
- А чем вы занимались в мирной жизни?
- Я занимаюсь росписями в храмах, расписываю интерьеры. Это моя основная работа. Иконы в том числе.
- И какие храмы вы уже расписывали?
- Я работал с бригадой художников на протяжении 5 лет. Принимал участие в росписи Почаевской лавры, Корецкого монастыря, занимался реставрацией собора в Ровно.
- Любопытно, вы расписываете храмы - и тут девушка с оружием. У вас не возникало внутреннего диссонанса на этой почве? Это же все-таки оружие...
- С одной стороны, вы правы. А с другой - на нас напали, мы защищаем свою родную землю. Своим муралом я хотел поднять украинский дух, показать, что мы сильные. Цели призывать кого-то к насилию не было.
В следующих своих муралах я хотел бы рисовать побольше человечных историй. Например, того же дедушку с внуком в бомбоубежище…
- У вас есть свой духовник?
- Духовника нет, но есть много священников, с которыми я общаюсь и обращаюсь к ним в случае необходимости.
- Как они относятся к вашим муралам?
- Честно говоря, я с ними об этом не говорил.
- Когда закончится война, чем планируете заниматься?
- Я далеко вперед не заглядываю: стараюсь жить сегодняшним днем. Как будет, так и будет. Единственное, что важно сейчас - поддерживать друг друга в такое нелегкое время. Я, например, не ожидал от украинцев, что они так объединятся перед лицом опасности. Это воодушевляет, и мне захотелось внести свой вклад в общее дело.
- В ближайшем будущем вы планируете еще рисовать муралы?
- Есть такие идеи. Надеюсь, дойдут руки. Сейчас я занят другими объектами. Много предложений начало сыпаться, в том числе по муралам. Думаю, это была не последняя моя работа такого плана. Будут еще.