На экспорт! Что Украина продает, несмотря на войну

Из-за войны экспорт украинских товаров сократился вдвое.

REUTERS/Marko Djurica

Вопреки войне, Украина продолжает внешнеэкономическую деятельность, хотя в марте 2022-го экспорт украинских товаров сократился в два раза, а импорт – более чем втрое. Как сообщает Минэкономики, особенно пострадал вывоз металлов и сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы экспорта ряда товаров перерабатывающей промышленности практически не изменились, по сравнению с довоенным временем.

Что Украина продает другим странам даже в условиях войны и можно ли ожидать, что санкции против России положительно отразятся на украинском экспорте? Эти вопросы мы обсудили с экономистами.  

Продолжаем продавать: в лидерах – железная руда

Украина делает что может, но, тем не менее, сокращение экспорта налицо. В марте 2022 года Украина продала за рубеж 5,97 млн тонн товаров на сумму 2,7 млрд долларов, в то время как в феврале - 13,1 млн тонн товаров на 5,3 млрд долларов. Сегодня основными статьями экспорта являются руды, кукуруза, ферросплавы и масло.

«Наибольшей статьей экспорта стала железная руда - 3,1 млн тонн за март (3,7 млн тонн в феврале), стоимостью 439 млн долларов, - написала на своей странице в соцсети министр экономики Юлия Свириденко.  - По многим позициям товаров с глубокой переработкой объем экспорта остался на уровне прошлого месяца. Например, это кабельная продукция, экспорт которой составил 111 млн долларов (130 млн долларов в феврале) или листы облицовочные из дерева – 32 млн долларов против 26 млн в феврале».

Министр также привела примеры, когда экспорт вырос довольно значительно. Например, экспорт орехов в марте увеличился с 4 до 7 тысяч тонн, а экспорт портландцемента – с 45 тыс. тонн до 116 тысяч.

«Враг целенаправленно подрывает экономику нашего государства путем блокирования отечественного экспорта, - отметила Юлия Свириденко. - Традиционным путем вывоза экспортных товаров были порты Черного моря, заблокированные сегодня Россией. К тому же оккупанты атакуют металлургические предприятия и сельскохозяйственную инфраструктуру, чтобы воспрепятствовать восстановлению наших возможностей в будущем. Все это угрожает не только Украине, но и всему миру, ведь наше государство было гарантом продовольственной безопасности в ряде стран Африки и Ближнего Востока. Правительство оперативно реагирует на эти вызовы. Увеличиваем пропускную способность железнодорожного, автомобильного и речного транспорта на западной границе Украины, привлекая производителей, трейдеров, транспортные компании. Остатков базовых сельскохозяйственных культур в Украине достаточно, чтобы обеспечивать экспорт. Кроме того, начало посевной кампании вселяет сдержанный оптимизм на будущий урожай».

Масло: экспорт возобновится не раньше июля

Если говорить о сельхозпродукции, то на протяжении марта Украина экспортировала 1,1 млн тонн кукурузы, 309 тысяч тонн пшеницы, 118 тысяч тонн подсолнечного масла, 40 тысяч тонн соевых бобов – то есть примерно в 4 раза меньше, чем в феврале. И это при том, что в статистику попала часть грузов, которые успели выйти из украинских портов в первые дни после нападения России.

Как мы уже писали, Европа сейчас столкнулась с нехваткой подсолнечного масла, не за горами – дефицит муки и, соответственно, хлебобулочных изделий. Прогнозы неутешительные. В частности, эксперты Strategie Grains ожидают, что нынешняя фактически полная остановка производства и экспорта подсолнечного масла из Украины продолжится до конца июня, и только в июле начнется постепенное восстановление работы сектора.

Данная ситуация усилит дефицит подсолнечного масла на рынке ЕС, который попытается подстроиться под новые реалии, в том числе увеличив потребление рапсового и соевого масла.

Украинская металлургия: главное - мир

По данным Минэкономики, экспорт металла в марте существенно сократился. Так, экспорт плоского проката упал в 9 раз – с 437 тысяч тонн в феврале до 47 тысяч тонн в марте. А по некоторым позициям металлургии экспорт не происходил вообще из-за физического разрушения металлургических объектов и остановки производства.

Среда, 6 апреля, принесла довольно жизнеутверждающие новости. В частности, как сообщил министр инфраструктуры Александр Кубраков, большинство крупных промышленных предприятий в Запорожской области возобновили работу.

В этот же день о запуске доменных печей и прокатных станов после 33 дней простоя заявили в «Запорожстали». Пока восстановление работы частичное – заработали две домны. На предприятии пояснили, что на сегодня из-за продолжающейся войны есть проблемы с поставками сырья и отправкой готовой продукции.

Эти, безусловно, позитивные новости дают надежду на рост экспорта. Особенно учитывая, что Россия сегодня зажата санкциями по всем фронтам, в связи с чем на украинские металлы вполне может вырасти спрос. Правда, этот оптимизм разделяют не все экономисты.

Так, экономист Владислав Банков, считает, что любые ограничения против конкурентов дают производителям шансы на рост. Правда, в нашей ситуации приходится говорить не о росте, а об уменьшении темпов снижения объемов.

В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что сегодня одна из проблем Украины заключается в дорогой энергии. Поэтому сказать, что «Запорожсталь» сильно выиграет от антироссийских санкций, было бы преждевременно, считает эксперт.

- Для украинской металлургии сейчас самое главное – удержаться на плаву, - считает эксперт. – Для того чтобы нормально работала металлургия, нужны энергия, уголь, руда и – самое главное! – мир. Без мира развивать украинскую металлургию бессмысленно.

Что касается возобновления работы «Запорожстали», то, говорит аналитик компании Esperio Александр Болтян, либо руководство и политические элиты верят в скорый оптимистичный сценарий для страны, либо планируют частичную рабочую активность на ближайшее время для пополнения запасов.

- Чтобы понимать потенциал экспортной активности Украины в период войны, надо помнить о том, что главные пути экспорта товаров лежат через порты Черного моря, заблокированные сегодня оккупантами, - отмечает Болтян. - Всего предусмотрены три экспортных направления: железная дорога, речные порты через Дунай и автомобильные перевозки, но проблемы есть по каждому из них. То есть дело не столько в спросе на украинскую продукцию, сколько в состоянии войны.

Тем временем в правительстве разрабатывают альтернативные маршруты экспорта украинских товаров. По словам украинского премьера Дениса Шмыгаля, изучается минимум три варианта экспорта, которые позволят вывозить до 80% товаров, производящихся в Украине, на внешний рынок.

В первую очередь, решается вопрос с зерновыми и рудой. Как отметил Шмыгаль, 85-90% этих грузов шли по морю. Между тем в стране имеется запас зерновых прошлого урожая стоимостью 7-10 млрд долларов.

Потери: посчитаем после войны

Сегодня всех экспертов можно разделить на две большие группы. Одни не устают считать потери экономики, правда, разброс цифр выходит широкий – от сотен тысяч до триллиона долларов. Другие уверяют, что это невозможно, и все можно будет подсчитать только после окончания войны.

Экономист Борис Кушнирук в интервью «КП в Украине» отметил, что только когда закончится война, начнется подсчет всего и вся.

- Удивляют цифры об ущербе в сутки, - отметил Кушнирук. - Сегодня какое-то предприятие есть, а завтра – нет. Или наоборот: в какой-то день были крупные разрушения, но это же не значит, что такие же будут каждый день. Так что придется смириться с тем, что состояние неопределенности продолжится до окончания войны, а сегодня мы можем говорить исключительно о положении вещей «на сегодня».

Александр Охрименко соглашается: единственное, о чем можно говорить, - это о потерях «в общем», но сегодня никто точно не скажет, каким будет падение экспорта.

- Поэтому скажу просто: падение экспорта неизбежно, а цифры обсудим после войны, - говорит Охрименко. – Для поднятия боевого духа можно сколько угодно говорить о том, что «все хорошо», но после войны мы сравним цифры и увидим, что они несопоставимы.

Хорошая новость заключается в том, что после наступления мира экспорт восстановится очень быстро.

- После окончания войны вообще много чего восстановится, но, на мой взгляд, мир все же является необходимым условием, - резюмировал экономист. - Для нормальной работы экспорта должны не только работать порты и наладиться логистика. Люди должны вернуться на свои рабочие места и спокойно без паники приступить к выполнению своих рабочих обязанностей. Для экономики Украины очень важен «быстрый мир»: чем скорее закончится война, тем скорее начнется восстановление. ​